Школьный конфликт: кто прав, кто виноват



Как выйти из конфликтной ситуации безболезненно.

Ребенок приходит из школы и жалуется родителям, что учитель его оскорбляет. Разгневанные взрослые, чтобы защитить свое дитя, готовы дойти до администрации президента. Как следует действовать при решении конфликтной ситуации? К кому обратиться в первую очередь?

Кодекс поведения

Ученика 7-го класса одной из череповецких школ удивляет поведение учительницы по биологии, недавно окончившей вуз:

— Она постоянно жует жвачку, все время на нас рычит прокуренным голосом, угрожает физической расправой, пугает кровоизлиянием и гематомными синяками. Выражения у нашего педагога не самые культурные. «Че, хаваешь в одну калитку?» — сказала она мальчику, который доедал печенье. Учитель постоянно называет нас «придурки», «дебилы», а ведь у нас достаточно сильный класс, есть и отличники, и победители олимпиад, многие ребята занимаются в кружках, секциях. Странно слышать такое от педагога, пусть и молодого. Меня бы родители дома за такие речи наказали. Интересно, кто-то контролирует культурный уровень преподавателей?

Как таковой четкой инструкции, как должен вести себя педагог, тем более молодой, только пришедший в школу, нет; этому не учат в вузах и колледжах. Вежливое обращение с учащимся, уважение его чести и достоинства считается само собой разумеющимся. Негласный этический кодекс поведения учителя основывается прежде всего на принципах гуманизма, толерантнос-ти, доброжелательности, искренности и уважения личности ребенка. Схожие принципы прописываются в должностных инструкциях, в уставе школы, а также в законодательных актах, в том числе в новом законе об образовании, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года.

— Администрация школы осуществляет входной и ознакомительный контроль за молодым педагогом, — говорит зам. начальника управления образования мэрии Череповца Лина Коробейникова, — присутствует на его уроках, наблюдает за стилем поведения и общения. Учитель ни в коем случае не должен унижать или оскорблять ребенка, употреблять грубые слова в его адрес. Подобное поведение недопустимо.

На что жалуются?

В управление образования часто поступают различные обращения по поводу конфликтных ситуаций. Одна из причин — вопрос о защите прав детей, который стоит довольно остро в последнее время. Если раньше на многие вещи, которые также не были разрешены (окрик, оскорбление, бросание мелом и т. д.), просто закрывали глаза, то теперь за грубое слово могут засудить.

Чаще всего, признаются в управлении, учащиеся жалуются на то, что учитель предвзято к ним относится и занижает оценки. В этом случае, как отмечает Лина Коробейникова, родители могут написать заявление, чтобы конкретную работу, в оценке которой возникли сомнения, или знания ребенка проверили другие, независимые учителя.

Поступают жалобы и на излишнюю требовательность учителя, который, например, может очень строгим тоном потребовать подготовить к уроку необходимые письменные принадлежности. Зачастую именно такие жалобы подтвердить или опровергнуть сложно: определение излишней строгости и требовательности бывает субъективно, а подготовка письменных принадлежностей — прямая обязанность учащегося.

И наконец, жалуются на грубость и оскорбления со стороны учителя.

— По каждому обращению назначается служебное расследование с выходом в школу, — отмечает Лина Коробейникова. — Но в большинстве случаев информация не подтверждается, потому что дети все воспринимают по-своему, родители — по-своему, получается своего рода «сломанный телефон», который не всегда отражает реальную ситуацию.

Как действовать?

Если все же факты грубого отношения и поведения учителя действительно имеют место, родители должны в первую очередь связаться с классным руководителем, социальным педагогом, курирующим завучем или с директором школы. Обращаться в управление образования и выше стоит только в том случае, если разрешить конфликт на уровне образовательного учреждения не удается.

— Если к нам приходит родитель с заявлением о конфликте, мы спрашиваем его: обращался ли он к классному руководителю, директору школы? — продолжает Лина Коробейникова. — Родители должны помнить, что классный руководитель — это их первый помощник во многих ситуациях, а директор — хозяин в школе, именно он отвечает за все, что в ней происходит. Если конфликт имеет место, создается специальная комиссия, которая разбирает ситуацию.

Как отмечают психологи, в любом конфликте виноваты обе стороны. Поэтому задача родителей ни в коем случае не обвинять учителя в некомпетентности и тем более не обещать ребенку наказать обидчика.

— Часто мы слышим от родителей: да кто она такая? как она смеет? — говорит психолог проекта «Твой шанс» программы «Дорога к дому» Ирина Калинина, долгое время проработавшая в школе. — Но если ребенок не может взять себя в руки, потому что у него нет примеров корректного поведения, то взрослый, как бы ни полыхали эмоции, должен вести себя корректно, спокойно. Именно на примере взрослого ребенок учится выходить из конфликта, справляться с эмоциями. Ребенку нужно овладеть несколькими практиками, например аутотренингом, самовнушением, мышечным расслаблением. Даже если просто представить, что самое страшное уже произошло, станет легче. Чем обычно заканчиваются конфликты — переводом в другой класс, другую школу? На самом деле это не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Ребенок, демонстрирующий взрослый стиль поведения, умеющий аргументировать свои мысли, говоря о нарушении своих прав, производит гораздо большее впечатление на того же учителя, с которым возник конфликт, чем ребенок манипулирующий, применяющий угрозы или шантаж в духе: «Я расскажу все родителям, и вас уволят».

Почему молчат?

Несмотря на присутствие в школах психологов, социальных педагогов и наличие различных служб медиации, цель которых состоит в разрешении конфликтов, дети очень редко обращаются к ним за помощью.

— За годы моей работы в школе, — продолжает Ирина Калинина, — ко мне очень редко обращались учащиеся. В основном сообщали о конфликтах среди одноклассников, редко — о конфликте между учителем или учеником. Наверное, основная причина в том, что дети видят в психологе одного из преподавателей школы, не доверяют ему, не верят, что все останется между ними.

Иногда категоричный отказ ребенка решать назревающий конфликт с помощью сторонних лиц — психолога, классного руководителя — может говорить о его неправоте.

— Родители часто приписывают своему ребенку крылья, — говорит Ирина Калинина, — не подозревая, что он может описать ситуацию в выгодном для себя свете. Часто совет медиации, на который приглашаются конфликтующие стороны, выяснял, что все оказывалось с точностью наоборот. Родители должны трезво подходить к оценке ситуации, выслушать мнение двух сторон. Мудрость родителей как раз и заключается в том, чтобы понять, ущемляются ли в этой ситуации права ребенка или это надуманно.

Вместе с тем было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего. Обратные ситуации, когда ребенок оскорбляет, грубит и даже угрожает учителю, к сожалению, тоже не редкость. Но даже если педагог видит, что ребенок в чем-то не прав, он должен объяснить ему, в чем он не прав.

— К сожалению, дети видят много негатива со стороны внешнего мира, копируют поведение взрослых на улице и родителей дома, — говорит Лина Коробейникова. — Воспитательная работа должна проводиться не только в школе, но и дома. Только общими усилиями можно воспитать гармонично развитого человека.

СПРАВКА

Классификация конфликтов

Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:

1. Действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнением им внеучебных заданий;

2. Поведение (поступки) учителя как реакция на нарушение учеником правил поведения в школе и вне ее;

3. Отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

Марина Белая,
Газета "Речь", 18 февраля 2013 г.