Стандарты для школ вступили в силу



Со 2 июля вступили в силу новые федеральные стандарты для школы. В них закреплено деление предметов на базовый и углубленный уровни, предусмотрена сдача третьего обязательного ЕГЭ — по иностранному языку и еще ряд нововведений.

Как принимали

Напомним, в настоящее время введен в действие приказами Минобрнауки федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования (1 — 4 классы), в пилотном режиме в ряде школ начнется введение стандарта основного общего образования (5 — 9 классы) с 2013 года.

Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10 — 11 классы) находился на рассмотрении более года и вызвал немало нареканий как у учителей, так и у родителей. Тогда в документе обязательными для изучения значились физкультура, ОБЖ, Россия в мире и так называемый индивидуальный проект. Остальные предметы — по выбору.

Стандарт отправили на доработку, был еще ряд версий, пока наконец в мае этого года не появилась итоговая. Тогда же вновь избранный президент Владимир Путин поручил утвердить ФГОС не позднее июля: пора поставить точку в обсуждении. На прошлой неделе стандарт для старшей школы был утвержден в Минюсте. Как отмечают в министерстве, в последней редакции учтены основные критические замечания.

Что изменилось?

Основная идея заключается в том, что 10 — 11 классы — это уже не базовое образование, а подготовка ребенка с учетом его индивидуальных запросов. Поэтому основная образовательная программа будет состоять из двух частей: обязательной (изучение всех базовых учебных предметов) и части, формируемой участниками образовательного процесса. Все эти занятия оплачиваются бюджетом. То, что выходит за рамки стандарта, будет реализоваться за плату.

Теперь вместо четырех обязательных предметов в стандарте значится шесть: русский язык и литература, математика, иностранный язык, Россия в мире, ОБЖ и физкультура.

Остальные предметы, которые традиционно изучались в старшей школе, будут объединены в несколько предметных областей. Это филология, иностранные языки, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, физкультура и ОБЖ. Из них старшекласснику потребуется выбрать хотя бы один предмет. Причем каждый будет иметь три уровня изучения: интегрированный (первая ступень), базовый (вторая ступень) и профильный. Остается подготовка индивидуального проекта по одной из выбранных дисциплин.

Еще одно нововведение — итоговую аттестацию по некоторым предметам можно будет пройти в 10-м классе.

В целом учебный план старшеклассника будет состоять из девяти-десяти предметов, тогда как сейчас их почти в два раза больше. Общая продолжительность занятий — не больше 37 часов в неделю.

Едва ли не главным сюрпризом для школьников стало положение о третьем обязательном ЕГЭ — по иностранному языку. Причем выпускник сможет сам выбрать уровень, на котором будет проводиться экзамен, базовый или углубленный.

Правда, ЕГЭ по иностранным языкам станет обязательным не ранее 2020 года. Именно тогда начнется повсеместное внедрение новых стандартов старшей школы: в 2020 году в 10-й класс пойдут те, кто прошлой осенью пошел в начальную школу. Впрочем, регионы могут начать переход на новые стандарты по мере готовности.

Нужны условия

— В обществе сложились разные точки зрения на этот стандарт, — говорит зам. начальника управления образования мэрии Череповца Наталья Стрижова, — потому что изначально он не совсем корректно был подан самим министерством: говорили, что обязательными останутся только три предмета. На самом деле часть предметов будет изучаться на базовом уровне, другая — на профильном. То, что в старшей ступени школы сделан акцент на профиле, на разработке индивидуальных планов, хорошо. Другой вопрос — как это будет реализовано на практике. Необходимо создать условия, чтобы было возможно, например, организовать обучение в малых группах. Ведь кто-то выберет физику на интегрированном уровне, кто-то на профильном. Не будет постоянного состава класса — только при изучении обязательных предметов. Кроме того, необходимо создать условия для преподавания иностранного языка. К сожалению, сегодня не все городские школы обеспечены специалистами, в сельских — ситуация еще тяжелее. Но мы будем двигаться постепенно. И вводить стандарты по мере готовности учреждений.

Марина Белая,
Газета "Речь", 4 июля 2012 г.