Татьяна Макарова: «Остаюсь играющим тренером»



Главный режиссер единственного профессионального театра Череповца рассказала о премьерах будущего сезона и пополнения труппы.

Вчера Камерный театр открыл новый сезон спектаклем «Выходили бабки замуж». Нынешний сезон для театра не совсем обычный: летом в кресло руководителя театра, покинутое вологодским режиссером Зурабом Нанобашвили, вернулась Татьяна Макарова.

Скандалы и разделение труппы на две части, «наших» и «не наших», позади. Не став, как задумывали вологодские «варяги», ни череповецким МХАТом, ни суперкассовым «мюзик-холлом», Камерный театр вернулся на круги своя. Театральная революция не удалась, вернулись к эволюционному пути. В четверг вечером посмотреть одну из самых успешных постановок Камерного последних лет собрался полный зал. В роли одной из «бабок» — главный режиссер театра Татьяна Макарова. Административные заботы, навалившиеся на нее в середине лета, не поставили крест на актерской карьере. «Совмещать всегда непросто, но уходить со сцены я не планирую, — говорит Татьяна Геннадьевна. — Остаюсь играющим тренером. Жду не дождусь, когда вернусь к репетициям нового спектакля. Сцена дает мне силы». «Речь» расспросила Татьяну Макарову о настоящем и будущем Камерного театра.

Какие изменения произошли в труппе Камерного театра перед началом сезона? Расскажите о новичках.

— Изменения коснулись не только труппы, которая менялась ежегодно, но и всего театрального коллектива. Мы восстановили команду, которая работала в театре почти полтора десятка лет до смены руководства, в Камерный вернулись люди, которые по разным причинам покинули его в последние годы. Важным новшеством, от которого мы ждем очень многого, я считаю создание обновленной маркетинговой службы. Дело театра не только ставить хорошие спектакли, но и удачно их продавать. Ставить у нас получается, простите за нескромность, а с продажей дела обстояли хуже. Заниматься этим профессионально было попросту некому, практически не было кадров. Сейчас приступила к работе специальная служба. Вновь появился в театре заведующий литературной частью, эту должность занял известный череповецкий киновед, филолог, преподаватель ЧГУ Игорь Птицын. В его обязанности входит оценка качества предлагаемых пьес, поиск нового интересного материала для постановки, работа над инсценировками, создание своей театральной библиотеки и многое другое.

Вы ни слова не сказали об актерах...

— Актерский костяк остался тем же самым. Дает долгожданные плоды и наша студия. Я уверена в том, что актеров нужно взращивать внутри театра, и тогда они обязательно в него вернутся. Очень радостно, что трое наших студийцев поступили в Ярославский театральный институт. Двое из них учатся на заочном отделении и входят в штат театра.

Мы слышали, что в театре теперь работает Владимир Ульянов, это имя нового актера. Кто он и откуда?

— Володя череповчанин, начинал свою актерскую деятельность мальчишкой в народном театре Равика Михайловича Смирнова. Совершив огромный круг по жизни и объездив всю Европу и часть остального мира, Владимир Ульянов вернулся в родные стены. Он уже работает у нас как режиссер и актер, а в скором времени будет преподавать в театральной студии.

Ведется ли поиск новых актеров или, как говорят футбольные тренеры, «состав сформирован»?

— Ищем молодую героиню, да лучше не одну, а нескольких. Актрисы такого амплуа нужны и в новые спектакли, и в уже поставленные. Обзваниваем театральные труппы в соседних (и отдаленных) городах, ищем, но, как оказалось, с героинями сейчас беда. Коллеги посоветовали двух девушек, сейчас пытаемся выйти с ними на связь.

Расскажите о новых постановках.

— Репертуар — это главное, по поводу чего болит голова у любого руководителя любого театра. Став главным режиссером еще летом, я первым делом уделила внимание этому, тем более что ряд спектаклей ушел из нашей афиши после отъезда из Череповца нескольких актеров, принятых на работу Зурабом Нанобашвили. Сейчас в работе три спектакля, один взрослый и два детских. После Нового года мы поставим еще два взрослых спектакля. Несколько слов о премьерах. Афиша детской сказки «Волшебное кольцо» по произведениям Бориса Шергина уже висит, спектакль выдержан в фольклорном стиле. Он получается очень красочным и юморным. Владимир Ульянов и Алена Родина работают над спектаклем на двоих о взаимоотношениях влюбленных, Володя выступает в двух ипостасях, актерской и режиссерской. Пьеса итальянская, но мы решили не акцентировать, где происходит действие: у супружеских пар во всем мире практически одинаковые проблемы. К Новому году мы ставим детский музыкальный спектакль «Бременские музыканты». В декабре планируем начать работу над «Дядюшкиным сном» по повести Достоевского. Его будет ставить хорошо знакомый нашим зрителям Олег Леваков, народный артист России из петербургского театра имени Ленсовета.

Сейчас многие театры помимо большой сцены открыли у себя малую, строго разделяя спектакли на массовые и экспериментальные. Камерный театр задумывается о малых театральных формах?

— Думаем и о моноспектаклях, и о дуэтных постановках. Я попросила актеров, чтобы они сами поискали материал, — жду от них заявок, над чем бы они хотели поработать. В связи с этим будем крепить дружбу с Филармоническим собранием, где второй год подряд проходит фестиваль литературных театров «Кот-баюн». Нам это тоже интересно, давно мечтаем о своем фестивале.

Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 21 сентября 2012 г.