Тренер ЦБИ Сергей Потапков: «Японские боевые искусства сконцентрированы на развитии духа»
Когда заходит речь о кружках и секциях, увлечениях и хобби, почти всегда говорят о детях и подростках. При этом многие взрослые люди не задумываются о том, что могут разнообразить свою жизнь, записавшись в ту или иную секцию. А ведь им это подчас нужно не меньше, а даже больше, чем детям. Для снятия стресса, для поддержания физической формы, для отвлечения от напряженной работы… Для ощущения полноты жизни, наконец.
На тему вовлечения взрослых людей в занятия спортом и искусством мы поговорили с руководителем и старшим инструктором отделений кобудо и джиу-джитсу Центра боевых искусств Сергеем Потапковым.
— Как Вы открыли для себя восточные единоборства и, в частности, кобудо?
— Поначалу я искал вид спорта для развития тела. Хотел быть здоровее и сильнее. Кроме того, нравилось традиционное японское фехтование — привлекала красота движений. В Череповце в ту пору не было ничего подобного и информацию приходилось собирать по крохам. В 2006-м году судьба свела с учителем Ярославом Содрицовым, который живет в Москве. Он и по сей день мой учитель. Начал заниматься и вскоре заметил, что внутренне меняюсь. Я, конечно, читал о том, что японцы создали систему развития духа, но ждал от занятий другого. А именно, того, что ждет спортсмен — развития волевых качеств, целеустремленности и так далее. Но оказалось, что это боевое искусство гораздо глубже и гораздо шире, выстаиваются особые взаимоотношения с миром.
— Но ведь большинство идет заниматься единоборствами для того, что уметь защищаться, а не изменить взгляд на мир?
— Вы правы. Многие не скрывают, что хотят научиться бить морду ближнему своему Между тем, подавляющее большинство традиционных японских школ не имеет ничего общего с насилием, как их подчас воспринимают. Они сконцентрированы на развитии духа. Вернусь к собственному опыту. Через год занятий мое отношение к тому, чему я учусь, что постигаю, для чего мне все это нужно, изменилось. Спустя еще год снова изменилось. А еще через пару лет поменялось кардинально, окончательно и бесповоротно. Сегодня я не представляю своей жизни без японских боевых искусств, которые держат в должном состоянии мое здоровье и эмоциональное состояние. Серьезно занимаюсь этим с 2006 года, до этого было несколько лет любительщины.
— Еще несколько лет назад Вы были юристом, сейчас тренер. Совмещать не получилось?
— Мог бы, наверное, но не захотел. Действительно, я немало лет отдал постижению тонкостей юриспруденции, у меня 6 лет адвокатской практики. Но дело не в нехватке времени. Адвокатская деятельность стала противоречить моральному взгляду на мир и жизнь, изменилась психология. Не вижу в этой деятельности большой необходимости. Ведь адвокат чем занимается? Защищает людей, зачастую преступников, а это противно моей природе.
— Наблюдаете ли Вы такие же метаморфозы в своих учениках?
- Да, конечно, и это происходит постоянно. Обычно в спортивных секциях происходит текучка — пришел-ушел, пришел-ушел. А у нас текучки почти нет. К нам приходят, и у нас остаются. Есть, конечно, процент людей, которые пришли в кобудо, соблазнившись экзотикой этого вида спорта, но быстро поняли, что придется серьезно работать над собой, и ушли. А за теми, кто остался, безумно приятно наблюдать: человек меняется на глазах, при этом сохраняя себя. Ядро человека не меняется, а становится лишь сильнее.
— Детский спорт громко рекламируется, кроме того, общество толкает ребенка к занятиям спортом или искусством. А увлечениями взрослых людей никто не занимается, там царит хаос, ни информации нет, ни пропаганды. Согласны?
— Безусловно. Яркой рекламы нет. Дети — другое дело, тут не только пропаганда, тут еще активные родители. Я постоянно вижу этих мамочек, у которых идея фикс — куда-нибудь «приткнуть» ребенка. «Я хочу, чтобы он…», — говорят они тренеру. Хочется сказать: «А вы его спросите, чего он хочет». Взрослые в поисках, чем заняться после работы, ориентируются в основном на сарафанное радио. Очень многие мужчины в Череповце живут в треугольнике: работа-дом-пиво с друзьями. И изредка сходят в тренажерный зал, считая себя при этом спортивными людьми. К нам, как правило, приходят люди, которые хотят вырваться из этого замкнутого круга, которые хотят идти вперед, а не топтаться на месте: развивать тело, развивать сознание. Ведь зачем мы пришли в этот мир? Уж наверное, не для того, чтобы тупо проскочить мимо своей жизни, чем заняты многие.
— Что Вы говорите новичку на первой тренировке?
— Никаких лекций я не читаю, но спрашиваю, почему человек пришел на мои занятия, и чего он хочет на них для себя найти. Я не жду развернутых философских ответов. Если человек пришел, чтобы научиться красиво махать палкой, ради бога, я научу его этому. Но он должен с первого занятия уяснить (и это я тоже говорю), что если он хочет достичь настоящего результата, ему придется хорошенько поработать.
— Часто слышу от своих знакомых: мол, я бы занялся чем-нибудь после работы, но времени нет — жена в магазин велела зайти, тещу на дачу отвезти. У человека выбор — или прозябать без увлечения или конфликтовать с родственниками.
— Ни с кем конфликтовать не нужно. Все эти самооправдания обнажают нежелание человека шевелиться, познавать что-то новое. Если он не хочет куда-то идти, то уважительная причина всегда найдется или придумается. На мой взгляд, человек должен понять, что ничего кроме собственного здоровья в жизни нет и быть не может. И этим здоровьем нужно заниматься. Понять, что если люди не будут 2—3 раза в неделю по паре часов отдавать занятиям физкультурой и спортом, то в 50—60 лет превратятся в полные развалины. И кому от этого будет хорошо? Им самим? Их семьям?