Тренер по шахматам Ольга Малькова: «Шахматы учат человека отвечать за свои ходы»
Воспитанница череповецкой шахматной школы Ольга Малькова пять лет назад открыла свой центр интеллектуальных игр, в котором занимаются и дети, и взрослые. Сейчас Ольга развивает собственную систему преподавания шахмат. О том, как шахматы меняют людей, как лучше мотивировать юных шахматистов, и почему лучше не играть с компьютером, Ольга Малькова рассказала cherinfo.ru.
— Ольга, с какого возраста можно заниматься шахматами?
— Мы берем детей с четырех лет, а верхняя планка не имеет границ. Шахматы никогда не поздно освоить, было бы желание. Совсем недавно азы игры у нас постигала дама под 80 лет. Но мне, конечно, очень нравятся малыши. Это благодарный возраст, они впитывают всю новую информацию, при этом они очень искренние. Люблю и школьников подросткового возраста: с ними уже можно говорить на равных. У дошкольников занятие идет 30 минут. У детей с семи лет — по 60 минут. Новички занимаются строго два раза в неделю, независимо от возраста. Нагрузки увеличиваем постепенно: помимо занятий в центре всем дается домашнее задание. И я требую его выполнения.
— Шахматы сегодня популярны? Сколько групп набрано в этом учебном году?
— У нас три группы дошкольников, в среднем по 13 человек, то есть всего 39 человек. Еще две группы школьников. Пока наши возможности исчерпаны. В течение года люди подходят, но приходится отказывать.
— Можете ли вы выделить талантливого ребенка сразу, на первом занятии?
— Нет. Я, человек, который с шахматами дружит всю сознательную жизнь, до сих пор не могу сходу определить, как играет ребенок, шахматный он гений или нет. Дети — очень интересный контингент. Бывает, ребенок сейчас ничего не показывает, а через полгода он может «выстрелить». Таких детей много.
— А как раскрыть талант?
— Дети сейчас живут по схеме: мама сказала — пошел, мама не сказала — не пошел. В них уже заложена определенная программа. Мы пытаемся их вывести из этой программы, потому что шахматы — это игра одного человека. Мама здесь не поможет, папа не поможет, да никто не поможет. Это твоя игра. Если научишься самостоятельно отвечать за свои поступки, ходы — будешь играть. Если нет, всегда будешь оглядываться назад. Шахматы — это индивидуальный вид спорта. И состояние души.
— Сколько времени нужно, чтобы игра у ребенка пошла?
— Помимо тренировок нужно обязательно выезжать на соревнования. Я уверена, что соревновательный процесс должен идти не внутри центра или школы, а быть выездным. Только так ребенок начинает закаляться. Приходит уверенность в себе и стремление расти. Конечно, детям нужна мотивация. Я применяю для оценивания чупа-чупсы разных размеров. Например, маленький равносилен школьной тройке. За победу во внутренних соревнованиях добавляется еще какая-то сладость. Наши дети ездят на соревнования городского, областного и общероссийского масштаба. Отмечу, что на соревнования не берем детей, которые занимаются первый год. Все должно быть вовремя. Иногда ребенок блистает на уроках, но психологически проваливается на соревнованиях.
— Шахматы считаются больше мужским видом спорта…
— Шахматы — игра джентльменов, высокоинтеллектуальный благородный спорт. Но и женщине в этой игре есть место, если она осознает такие понятия, как совесть, честь и достоинство. В нашем центре девочек достаточно.
— Людям с каким складом ума шахматы подходят больше — технарям или гуманитариям?
— И тем, и другим. Шахматы — это игра думающих людей. Это логика, которая заключается в построении последовательности. У нас много детей, которые не только увлекаются, но и всерьез занимаются гуманитарными науками, и все они хорошо играют в шахматы. В целом мыслящие люди уверенно чувствуют себя в шахматах.
— Для отличной игры нужны партнеры. Но ведь дома родители, другие родственники могут и не уметь играть в шахматы. Помогут компьютерные игры?
— Нет, компьютер в шахматах я отвергаю полностью. Одно дело, если вы будете играть с машиной, которая вас не видит и не знает, а другое дело — реальный человек. Шахматы — это на 50% психология. Поэтому мы всегда говорим: «Приходите в центр, будем играть здесь». У нас введены в практику игровые дни, сейчас это суббота. То есть можно прийти всей семьей и поиграть. Если не хочется в шахматы, то есть другие интеллектуальные настольные игры. Мы не занимаемся как таковым классическим преподаванием шахмат. Например, дети очень любят шахматные кроссворды, которые я сама составляю. А изучение фигур построено через интересные детям игры.
— В школе умение играть в шахматы помогает?
— Даже в обычной школе учителя сами выделяют шахматистов. Как он смело поднимает руку, как он отвечает, как может отстоять свое мнение, потому что у него есть свое мнение. Мы здесь воспитываем эти качества. Плюс независимость, самостоятельность. Учим детей уважительно относиться друг к другу, чтобы не было ни обид, ни ссор. Мне повезло и с детьми, и с их родителями, которые соглашаются на некие эксперименты. В творческом взаимодействии мы приходим к отличным результатам: дети становятся победителями различного уровня соревнований.
— Шахматы — затратный вид спорта?
— Нет. В шахматном клубе до сих пор живы шахматы, по которым я училась, а прошло уже 40 лет. Хорошие шахматы вечны, они перейдут внукам, правнукам. Главное, не потерять фигуры. Я советую, чтобы шахматы были не маленькие, а хотя бы средних размеров, чтобы ребенок их ощущал в руке. Ну, и они должны радовать.
— Как у вас началась любовь к шахматам?
— Я пришла в шахматы в первом классе, в семь лет. Поиграла в школе, понравилось, начали искать клуб. Я закончила шахматную школу «Северсталь»: очень хорошая школа, хорошие тренеры, мой тренер до сих пор работает — это Владимир Казаков. Когда я открыла свою школу, то поняла, что многого еще не знаю. Я шла к этому долго, идею открыть свой центр вынашивала более 20 лет. Теперь я снова учусь.