Уходя в Паутину, дети уходят от нас



Впервые в Череповце состоялся семинар «Первичная профилактика компьютерной и интернет-зависимости у школьников».

Все больше родителей и учителей беспокоят нехимические виды зависимости у детей. Школьник не пьет, не курит, но часами сидит у компьютера — и виртуальная жизнь заменяет ему реальную. О причинах и способах изменения ситуации шла речь на семинаре.

Властелин виртуального мира

Посмотрите сами, насколько высоки требования к сегодняшним детям. Чуть ли не с первого класса их начинают пугать ЕГЭ, безработицей, отсутствием смысла жизни без высшего образования... В школе ребенок должен много знать и уметь, быстро все усваивать на уроках, решать противоречия, которые неизбежно возникают с одноклассниками и учителями. А ведь в детстве кажется, что все «навсегда»! Навсегда поссорился с другом, навсегда потерял уважение учителя из-за какой-то шалости, навсегда расстроил родителей двойкой за контрольную...

И, не зная, как выпутаться из ситуации, в которую попал, ребенок или подросток находит выход: уйти из обычной реальности в виртуальную. Там легче: там хозяин ситуации — он. Он может выиграть и перейти на новый уровень, получить приз, стать суперменом и решить все проблемы; а если что — остановить игру. Он Царь, Бог и Господин.

А в жизни? В жизни он очень часто съежившийся мальчик, которого без конца ругают и наказывают родители, шпыняют одноклассники, им недовольны учителя. И требуется много усилий, чтоб хотя бы просто приходить в школу каждое утро, а еще учиться, делать уроки, пытаться понять сложный материал.

Так зачем возвращаться в эту жестокую реальность? В этот мир, который отвергает тебя?

То же происходит и с теми, кто сбегает от реальности в наркотики или алкоголь...

Пока не завис...

— Механизм зависимости единый, — подтверждает Наталия Иванова, специалист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». — Химические виды зависимости обсуждаются более активно; но сейчас бурно развивается пользование Интернетом, многие дети его активно осваивают. Поэтому важна первичная профилактика — работа с теми детьми, у кого увлечение Интернетом не переросло в зависимость, а для этого нужна подготовка педагогов и родителей.

Семинар и решили провести для учителей начальной школы: дети там, как правило, еще не зависли в виртуальном пространстве; слово взрослых для них важно и авторитетно; и именно тогда нужно помочь предупредить зависимость у тех, кто к ней склонен, чтобы потом не лечить ее долго и часто безуспешно.

— Наша задача, — отмечает Наталия Иванова, — сосредоточить усилия педагогов и родителей на развитии внутренних ресурсов, которые помогут девочкам и мальчикам выстоять в сложных ситуациях.

— Какие это ресурсы?

— Ресурсы личности, творчества: что интересно ребенку, какие у него увлечения. К зависимости склонны дети с высокой тревожностью, те, кто боится неудач, у кого в семье проблемы. Именно эти качества и уводят их в виртуальную реальность...

— Как можно помочь таким детям?

— Мы не можем убрать из их жизни негативные явления, но можем научить детей не убегать от проблем, а находить в себе силы для их решения. Для этого важно, чтобы для ребенка была значима его семья, те люди, которые его окружают: взрослые и сверстники. Важно, чтобы ребенок учился преодолевать трудности, знал, куда обращаться, если случилась беда (к маме, учителю, психологу), умел находить социальную поддержку.

— То есть ругать, запрещать, ограничивать бесполезно? Главное — поддержка ребенка или подростка?

— Именно так. На семинаре мы объяснили учителям, как распознать начинающуюся зависимость, чтобы вовремя обратиться к специалисту. В Вологде есть центр, который работает с химическими и нехимическими зависимостями, и туда лучше обращаться, пока ситуация не слишком запущена. Если родители поймут, что им не нужно скрывать проблему, а наоборот — их поддержат и помогут, — решение будет найдено быстрее и помощь ребенку окажется своевременной и более действенной.

На грани

— А как говорить со школьником, который, по мнению взрослых, слишком увлекается компьютером?

— Мы умеем давать негативную оценку: плохо, вредно... Но гораздо важнее говорить о последствиях такого компьютерного увлечения, причем чтобы ребенок сам их анализировал. Для этого нужно задавать ему вопросы. Что будет происходить с твоим здоровьем, если ты продолжишь часами сидеть за компьютером? Что ты получаешь, находясь в соцсетях (играя в компьютерные игры и т. д.)? Чем можно это заменить? Чего ты лишаешь себя, сидя у монитора по несколько часов в день?

То есть мы убираем негативный компонент, предоставляем информацию, помогаем проанализировать последствия. И результат получается гораздо выше: ребенок, подросток имеет возможность сам принять решение, наиболее полезное для него. А взрослые смогут лучше понять мотив: с какой проблемой столкнулся школьник? Почему пытается уйти из реальности? Что им движет — неуверенность в себе, тревога, стремление к безопасности?..

К слову, есть исследования, которые показывают: склонны к зависимому поведению не только очень тревожные люди, но и сильные личности с высоким интеллектом, которые воспринимают компьютер как соперника: «Все равно я тебя переиграю!». Так с безобидных игр начинается зависимость...

СПРАВКА

10 — 15 % детей, ежедневно проводящих свободное время за компьютером, очень быстро становятся зависимыми от него. Чаще всего зависимость от компьютерных игр встречается у подростков 12 — 16 лет.

Как все начиналось

На проблему нехимических видов зависимости, особенно компьютерной, общество обратило внимание не так давно — она и возникла-то с расширением доступности компьютеров, появлением обилия компьютерных игр. Самое печальное, что подвержены этой зависимости прежде всего дети: они быстрее нас, взрослых, осваивают все новинки компьютеров, гаджетов и т. д.

В конце 2011 года в Череповце в процессе работы комиссии по профилактике правонарушений была озвучена эта проблема: кроме зависимости от психоактивных веществ, есть нехимические виды зависимости. Когда ребенок часами сидит за компьютером, это вызывает обеспокоенность родителей и других взрослых минимум по двум причинам: во-первых, нет контроля за информационным пространством, в которое попадает ребенок, выходя в Интернет; а во-вторых, дети, демонстрирующие такую подчиненность, легко попадают и в другие виды зависимости, уже химические, которые гораздо быстрее разрушают их здоровье.

Но насколько серьезна проблема? Чтобы понять это, была создана рабочая группа по профилактике нехимических видов зависимости; преподаватели и студенты ЧГУ провели широкие исследования; были выпущены брошюры, опубликованы статьи в СМИ...

— Мы создавали информационную среду, — говорит Галина Нелина, ведущий специалист отдела по реализации программы «Здоровый город» мэрии Череповца. — На 2013 год перед нами стоит задача разработать методические рекомендации в сфере профилактики нехимических видов зависимости. Конечно, первична в решении проблемы роль семьи, но мы не можем охватить всех родителей, поэтому решили начать с педагогов, чтобы они уже донесли полезную информацию до мам и пап.

Семинар «Первичная профилактика компьютерной и интернет-зависимости у школьников» — первое среди мероприятий в рамках сотрудничества проекта «Здоровый город» и АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

Ирина Ромина,
Газета "Речь", 5 апреля 2013 г.