В Череповце обсуждают концепцию общероссийского «Профессионального стандарта педагога»
Министерство образования разработало проект «Профессиональный стандарт педагога», на подготовку которого ушло два года. По словам главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова, стандарт вступит в силу 1 января 2015 года. В стандарте отмечено, что преподаватель должен уметь работать с разными категориями детей — одаренными, занимающимися по программам инклюзивного образования, с учениками, для которых русский язык не является родным, а также с социально запущенными детьми.
Обязательные требования к учителям: умение работать с компьютером, проводить видеоконференции, видеопрезентации, вести уроки в режиме онлайн. В проекте стандарта говорится, что современный преподаватель должен иметь высшее образование, быть одновременно психологом, логопедом и даже экскурсоводом. Авторы проекта понимают, что такими навыками обладает далеко не каждый специалист, поэтому стандарт не может быть внедрен немедленно. Скорее всего, учителям со стажем придется сесть за парты, чтобы соответствовать новым требованиям. А будущим учителям нужно как можно быстрей поменять стандарт подготовки.
А что же получат соответствующие новому стандарту педагоги — потенциальные или уже работающие? Учителям, получившим образование не ниже магистерского, повысят оклады, студентам будут оплачивать педагогическую практику в школе. Поступить в педвузы будет сложнее. При поступлении на педагогические специальности введут дополнительные вступительные экзамены. В вузах появятся программы универсального и педагогического бакалавриата, будут развиваться магистерские программы для тех, кто уже имеет высшее образование и хотел бы преподавать в школе. Откроются программы педподготовки для студентов, которые захотели стать учителями.
«На самом деле идея очень хорошая, она понятна. Задача — привлечь в систему образования лучших выпускников педвузов, — говорит директор Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета Владимир Маралов. — Но все эти нововведения осложнены проблемами. Наша реальная жизнь далека от идиллии. Государство озабочено, оно хочет привлечь в образование лучших, при этом отказывается содержать гуманитарную сферу. Для сравнения: в нашем институте для будущих педагогов выделено всего 16 бюджетных мест. Да, не спорю, на эти места большой конкурс, поступают студенты с более высокими баллами ЕГЭ, но не факт, что все они будут учителями. Выпускники школ стремятся занять любое бюджетное место. О какой профориентации может идти речь? Вот так и получается, что многие из них, ошибаясь в выборе профессии, иногда прекращают учебу менее чем через год или заканчивают вузы ради «корочек». Получается, что они заняли чье-то место».
Профессор, заслуженный деятель науки Маралов считает, что «получить» хорошего учителя, не вложив в него ни копейки, то есть сократив количество бюджетных мест, невозможно. При этом будущим учителям нужны обязательные социальные гарантии — достойная зарплата, жилье или субсидии на его приобретение и так далее.
За примером далеко ходить не надо. Власти Череповца для привлечения воспитателей в детские сады города приняли такую меру социальной поддержки, как оплата аренды жилого помещения. Как результат, за 2012—2013 годы штат дошкольных учреждений города пополнили 60 выпускников ЧГУ.
Согласно статистике, на сегодняшний день 50% молодых педагогов Череповца все-таки идут работать в школы. Количество трудоустроенных выпускников ЧГУ на 1 сентября 2011 года составляло 85 человек, из них работают в школах — 47, в 2012 году из 70 выпускников в школу пришли 38, в 2013 году 36 из 77 выпускников выбрали учительскую профессию. На 1 января 2014 года в школах Череповца не хватает 42 учителей. К примеру, необходимы семь учителей начальных классов, пять учителей физкультуры, четыре преподавателя английского, столько же математиков.
По данным управления образования мэрии Череповца, среднестатистический череповецкий учитель выглядит так: 44-летняя женщина (в школах города трудится 300 человек до 30 лет, что составляет 13,5%) с высшим образованием (таких почти 95%), готова, как и прежде, учить, воспитывать, любить свое дело, а значит, готова и переучиваться.
Альбина Сорокина, директор начальной школы № 41:
«Мы к стандартам относимся абсолютно нормально. Учителя и так — и чтец, и жнец, и мудрец. Все самоучки, при желании мы имеем возможность усовершенствовать свои навыки. Ни один не ушел из школы только потому, что, например, не владел компьютерными технологиями».
Нина Агафонова, директор школы № 12:
«Саму идею профессионального стандарта педагога я не отрицаю и считаю, что в стремительно меняющемся мире главное профессиональное качество — это умение учиться. Совершенно понятно, что сегодня педагог должен обладать новыми качествами, которые были необязательными для педагога 20 лет назад. Требования предъявляются значимые, весомые, серьезные. Эти требования должны быть распространены на высшую школу, которая и готовит к учительству. А что сегодняшний учитель, мастер, стажист высшей категории не соответствует профстандартам? Сегодня учителя способны не только давать знания, но и способны учиться. Конечно, введение стандарта требует от учителя больших затрат: временных, душевных, готовность переосмыслить свою деятельность, внести изменения».
Юлия Федотова, учитель русского языка и литературы школы № 1:
«Я бы, конечно, хотела, чтобы у моего ребенка был учитель, наделенный множеством талантов, обладающий массой знаний во всех областях и умеющий эти знания применить на практике, качественно поделиться ими с учениками. Но в то же время современный эталон педагога представляет собой настолько многогранный образ, что в реальность воплотить эту идею окажется непросто. Сами требования понятны, они совершенно в духе времени, только нельзя требовать их незамедлительного выполнения. Чтобы получить качественно нового педагога, необходимо его длительное и последовательное обучение. Конечно, особенно трудно соответствовать заявленному стандарту учителям старшего возраста. А молодые специалисты после окончания вуза редко идут работать в школу. Так что, выдвигая новые требования, нужно задуматься над тем, как сделать саму профессию педагога более привлекательной, чтобы возрастным преподавателям захотелось переучиваться, а молодые и креативные стремились стать учителями».
Валентина Рогозина, директор школы № 17:
«Преподавание — это творческий процесс, поэтому учитель должен влюбить в себя учеников, а это нигде не прописано. Учитель — это артист, своими эмоциями, образом он может увлечь детей. Значит и образ играет большую роль — это тоже нигде не прописано. Поэтому проект требует доработки. Но если от нас требуют государство, среда, обстоятельства, законодательство и новое поколение, то все наши учителя со стажем пойдут учиться. Ведь учитель остается учителем, пока он учится».