Женщина за рулем автобуса
Увидев в кабине брюнетку Ларису, одни пассажиры улыбаются, другие крестятся.
Единица — главная цифра в жизни Ларисы Баруздиной. Она первая и единственная в Череповце женщина-водитель городского автобуса. Кроме того, чаще всего работает на маршруте № 1. И на областных конкурсах профмастерства занимает только первые места.
Отвлекать водителя автобуса разговорами запрещено правилами, а посему корреспондент «Речи» не донимал Ларису Баруздину расспросами, пока ее ЛиАЗ с единичкой на борту не «пришвартовался» на базе. В кабине ее автобуса чисто и приятно пахнет, на окнах цветастые шторы — водитель сама сшила.
— Когда я только начинала водить автобус, насмотрелась разной реакции, — рассказывает Лариса. — И пальцем тыкали, и на телефон фотографировали. На светофорах, бывало, водители наполовину из окна высунутся и показывают на меня. Хотя многие приветствовали и улыбались. Пассажиры тоже разные попадались. Однажды в зеркале заднего вида заметила старушку, которая, увидев меня, начала быстро-быстро креститься.
Но это раньше. Постепенно пассажиры маршрутов, на которые чаще всего ставят водителя Баруздину («единица» и «двойка»), привыкли к длинноволосой брюнетке за рулем, которая ведет машину спокойно и плавно: с места не рвет, ямки объезжает, бегущего к автобусу человека всегда дождется. Особенно женщину. Потому что лучше своих коллег знает, каково это — зимой нестись к остановке на каблуках. Коллеги в большинстве своем Ларису в коллектив приняли, но не все. «Ревнуют меня к профессии», — понимающе констатирует она.
Лариса родилась на другом конце страны, на Колыме. Жители поселка, в котором она провела детство, добывали золото, но жили небогато. Когда система золотодобычи стала разваливаться, люди отправились в другие регионы искать работу. Лариса оказалась в Череповце, бабушка здесь жила. Хотела учиться на трамвайщицу, но оказалась за баранкой такси, а потом и автобуса. Сначала маленького, частного. Но социальный пакет и стабильность автоколонны № 1456 позволили сделать выбор в пользу этого предприятия — почти год Лариса Баруздина трудится на машинах муниципального автопарка.
— Меня с детства манил сам процесс движения, — рассказывает Лариса. — Моим первым транспортом был мотоцикл, водить его меня учил папа. Он профессиональный шофер, в годы моей юности был водителем большегруза, сейчас тоже перешел на городской автобус — родители живут в Красноярском крае. Освоив двухколесный транспорт, уговорила отца дать порулить его грузовиком. И тут же поняла, что мотоцикл и большегруз не одно и то же — чуть не въехала в березу.
В Череповце девушка выучилась и сдала на права, причем на три категории — B, C и D. Появился интерес, а потом и мечта. Позвонила в одно из частных транспортных предприятий — мол, требуются? Ответили: требуются. «Кондуктором возьмем, а на водителя женщин не принимаем», — сказала девушка и почему-то засмеялась. В автоколонне № 1456 сначала тоже удивились, но приняли: причин к отказу не было, квалификация не вызывала сомнений.
— Особенной физической силы для управления большим автобусом не требуется, — говорит Лариса. — Но работа, конечно, тяжелая. Вроде бы целый день в кресле, однако усталость за день накапливается. Больше всего устаешь от напряжения, от концентрации внимания.
В день 8 Марта Ларисе Баруздиной дали выходной, и это стало лучшим подарком от коллектива. А как иначе, ведь она одна такая.
Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 7 марта 2013 г.