Не школой единой. Секции по осени выбирают
В какой кружок отдать ребенка, чтобы потом не жалеть денег, времени и зарытого в землю таланта.
Несмотря на экономические сложности, Череповец и сегодня предлагает детям и взрослым разнообразнейшую и зачастую бесплатную альтернативу алкоголизму в подворотне. В городе развивается более 50 видов спорта и работают сотни творческих кружков.
Психологи советуют: дайте возможность вашему ребенку менять хобби как перчатки (особенно в дошкольные годы), раскройте перед ним мир возможностей, чтобы он нашел занятие по душе. Выбор кружка или секции для ребенка, что воспринимается родителями не всегда серьезно и зачастую делается спонтанно, очень часто оказывает влияние на судьбу детей. Некоторые находят в «художках», «музыкалках» и спортшколах дело жизни, другие навсегда обретают любимое увлечение, третьи до седых волос содрогаются от звука скрипки.
Самыми обширными возможностями в кружковой деятельности обладает Дворец детского и юношеского творчества, многим известный как Дворец пионеров. В 60 объединениях дворца занимаются более трех тысяч школьников — постигают все, от бисероплетения до точных наук.
— В этом году мы ничего не сокращаем — ни направления работы, ни количество занимающихся, — говорит директор дворца Лариса Чебоксарова. — Планируем шире предлагать платные услуги, в основном в сфере подготовки детей к учебе в школе — развивающая школа для дошколят пользуется популярностью. Начинает работу физкультурно-спортивное отделение.
По словам Ларисы Валерьевны, нынешние молодые родители обеспокоены развитием творческих способностей своих детей, а также мускулов и гибкости. А о развитии личности, лидерских качеств, характера, аналитических способностей не думают — эти группы популярностью не пользуются.
Гибкости в скором времени будут обучать и в Камерном театре. После возвращения в город актера и педагога Владимира Ульянова при студии театра решили создать группу пластики и физического действия. За семь лет работы студии через нее прошла не одна сотня юношей и девушек, несколько воспитанников влились в труппу Камерного театра, а четверо поступили в театральные вузы Москвы и Ярославля.
— Каждый уважающий себя театр имеет студию, — говорит главный режиссер Камерного театра Татьяна Макарова. — Работая с детьми, мы готовим для себя молодую кровь. Раньше поступающие в студию проходили отбор, сейчас берем всех.
Театр рекламирует себя афишами, спорт тоже не желает оставаться в стороне в борьбе за детей и молодежь. Новый зал Центра боевых искусств, который откроется через пару недель на улице Олимпийской, Юрий Филимонов и компания назвали «Кратос» — по имени персонажа компьютерной игры, которая известна каждому подростку. Оформили зал соответствующе — в анимационном стиле. Дескать, хочешь быть так же крут, как Кратос, приходи к нам. В ЦБИ культивируется более двух десятков разновидностей единоборств.
— Большой популярностью пользуется спортивно-каскадерская студия, — говорит Юрий Филимонов. — С удовольствием родители отдают отпрыс-ков в адаптированные для детей направления карате, айкидо, ушу и другие. В эти группы мы берем совсем маленьких ребятишек, и к 6 годам, когда единоборствами уже можно заниматься всерьез, они становятся подготовленными спорт-сменами.
В этом году в ЦБИ начнется прием в группу олимпийской дисциплины тхэквондо. Другое новшество этой осени — японская стрельба из лука.
— Мы давно приняли решение, от которого не отступаем: мы не закрываем никаких секций, — говорит глава городского спорткомитета Дмитрий Калюков. — В спортучреждениях Череповца проходят тренировки по более чем 50 видам спорта (из них 31 культивируется в городских ДЮСШ), и все они останутся в городе. Каждый из них важен и интересен и найдет потребителя. По тем видам, которые теряют популярность, будем создавать платные группы, но не закроем ни одного. Будем только наращивать и увеличивать.
По словам Дмитрия Калюкова, спорткомитет делает все, чтобы цены в платных группах не росли, но увеличение коммунальных тарифов влечет практически ежегодное небольшое удорожание. Выбор в Череповце действительно огромен, но есть один вид спорта, который считается в городе дефицитным на протяжении нескольких десятилетий — плавание. Одним нравится просто находиться в воде, другие хотят научиться плавать, третьим не дают покоя лавры пловца. Но всем этим группам тесно в имеющихся двух городских бассейнах, старых и несовременных. Очереди там явление обыденное. Мы когда-нибудь справимся с этой проблемой?
— Обязательно справимся, и она постепенно решается, — говорит Дмитрий Калюков, который считает, что для утоления плавательного голода в Череповце необходимо не менее четырех бассейнов. — Скоро появится «северстальский» аквапарк. Кроме того, проекты двух бассейнов имеются, и мы ежегодно претендуем с ними на федеральные гранты. Надеюсь, когда-нибудь он будет нам выделен.
Упомянутый рубеж в полусотню видов Череповец преодолел давным-давно, их количество растет год от года. Интернет и кабельное телевидение открыли для череповчан целый мир возможностей, в том числе спортивных. Создался рынок экзотических видов спорта. Например, в последние год-полтора очень популярны такие виды спортивного танца, как капоэйра (бразильское боевое искусство с элементами танца и акробатики) или танец на шесте. Выбравший такой вид одновременно занимается творчеством и оздоровлением.
Модные и современные спортивные дисциплины паркур и турникмен всерьез пришли в Череповец. Оба направления, в которых есть нечто от скалолазания и бега с препятствиями, но вместо гор и барьеров — городские сооружения, возникли в Европе. В спортшколах эти виды пока не преподаются, но энтузиасты уже имеются в каждом третьем дворе.
— Помещения и объекты для занятий у нас есть, будем давать время и поклонникам экзотического вида спорта заниматься любимым делом, — говорит Дмитрий Калюков. — Естественно, контроль тоже будет. Наша цель — здоровье горожан.
«Наблюдайте за своим ребенком»
Как в раннем возрасте определить, в какой кружок или секцию следует отдать ребенка? На вопрос корреспондента «Речи» ответила психолог одного из частных учебных центров Елизавета Глибина, которая ведет консультирование для родителей, в том числе и по вопросам выявления детской одаренности.
— Трудно давать советы заочно, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Могу назвать некоторые распространенные ошибки родителей в этом вопросе. Часто мама и папа стремятся отдать детей в модные секции. Хороший пример: прошло по телевизору популярное шоу Ильи Авербуха, и в группы фигурного катания по всей стране пошли тысячи людей. Или, например, родители пытаются через детей реализовать свои детские и юношеские мечты. Рассуждают так: я в детстве не могла учиться, например, в музыкальной школе, пускай хоть мой ребенок там учится. А хочет он того или нет, мама не интересуется, и, естественно, предпочтения и желания ребенка при этом не учитываются. А проявляются они в очень раннем возрасте. Одни дети любят танцевать и используют любую возможность подвигаться под музыку, придумать новые движения. Такого ребенка порой трудно усадить рисовать, соответственно, и не нужно вести его в художественную школу. Часто бывает и так: ребенок канючит и просится, предположим, на хоккей. Родители приводят его в секцию. Он позанимался полгода и сказал, что больше не хочет бегать по льду с клюшкой, а хочет танцевать хип-хоп. А родители ему в ответ: «Нет. Уж занялся, так занялся». Это не совсем правильно. Ребенок имеет право искать себя. И потому нужно дать ему возможность попробовать себя в одном, другом и третьем.
— Иными словами, нужно внимательно наблюдать за ребенком?
— Конечно. И для этого не обязательно быть профессором, важно быть заинтересованным родителем. И обязательно нужно учитывать предрасположенности ребенка.
— Представим ситуацию: ребенок родился в семье шахматиста, и с ранних лет его окружают шахматы. Скорее всего, он ими и увлечется. А может быть, он гениальный футболист, но никто не дал ему мяча.
— Сегодняшний ребенок имеет очень многое, и вряд ли есть такие, которые в глаза не видели мяча или кисточки, не слышали музыку. Другое дело, что нужно уметь правильно воспринимать сигналы, которые посылает сам ребенок.
Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 27 августа 2012 г.