"За границы слободы". Интервью О. Кувшинникова обозревателю журнала "Эксперт Северо-Запад"



Олег Кувшинников: «Мы прекрасно осознаем, что концентрация крупных предприятий в Череповце подошла к критической точке». 

Характерный симптом градообразующего положения ОАО «Северсталь» в Череповце – избрание мэром города ее топ-менеджера. Олег Кувшинников, начав трудиться на металлургическом комбинате вальцовщиком Стана 250 сортопрокатного цеха, 20 лет спустя пришел в мэрию Череповца. Проработав три месяца и.о. мэра, в марте прошлого года Кувшинников был избран жителями главой города. А экс-мэр Михаил Ставровский трудоустроился на должность директора социально-бытового комплекса ОАО «Северсталь», освобожденную Олегом Кувшинниковым. О том, как меняются сегодня приоритеты развития города и какие задачи пытаются решать местные власти, в интервью обозревателю «Эксперта С-З» рассказывает мэр Череповца Олег Кувшинников.

  

Качественный приоритет

– В стратегии развития Череповца выбран сценарий «Город лидеров». Как изменятся управленческие приоритеты городских властей?

– Почему родился слоган «Череповец – город лидеров»? Прежде всего, наверное, вследствие лидерской позиции города как крупного центра промышленности на Северо-Западе. Ряд предприятий Череповца, и в первую очередь «Северсталь», относятся к числу не только российских, но и мировых лидеров. Экономика Череповца весьма динамично развивается, и, несомненно, город со всей своей инфраструктурой должен соответствовать этому движению.

Мне не нравится сравнивать Череповец с Вологдой. Тем не менее, в областном центре другой ритм жизни, иные цели и задачи ставились перед ним в новейшее время. Вологда – более чиновничий город, и при этом город с очень древней, насыщенной историей и культурой. А для судьбы Череповца поистине эпохальным событием стало решение о создании металлургического комбината, благодаря чему город столь резко вырос – с 30 до 300 тыс. жителей. Стратегия, которой руководствовались во время строительства и бурного развития комбината, в основном была нацелена на элементарное жизнеобеспечение города. Сейчас же стратегия кардинально меняется – Череповец не должен быть промышленной слободой.

Прошло время, когда людей интересовала только работа. У людей, работающих в городе, очень высок уровень ожиданий от власти, требований к состоянию городской инфраструктуры, качеству жизни. Население у нас особое, с особым переплетением менталитетов, темпераментов. Целеустремленные и амбициозные люди приехали со всей страны строить комбинат, ковать будущее свое и своих детей. И их притязания полностью укладываются в формулу «Город лидеров».

Да, нам тяжело идти в одном темпе с ведущими предприятиями, но благодаря поддержке областной администрации и крупного бизнеса отставание удается преодолевать. За последние годы построено столько объектов социальной инфраструктуры, сколько в других городах не строится за десятилетия, и для дальнейшего развития есть все условия. Существует современный Генеральный план, который детально показывает, как будет развиваться город. Экономическая ситуация благоприятна, поэтому у Череповца значительный бюджет развития. Бюджет – почти 7 млрд рублей, из них около 3 млрд направляется на инженерную, дорожную, социальную инфраструктуру. Капвложения будут расти, а чтобы не увеличивать бюджет текущего содержания, мы серьезно занялись оптимизацией затрат в различных сферах.

 

Комфорт для инвесторов

– Насколько согласуется ваше видение развития Череповца с мнением экспертов о том, что город уже перенасыщен промышленными производствами и наращивать их объемы нецелесообразно?

– Полностью. Сейчас главное в стратегии развития города – не увеличение и расширение мощностей наших крупных предприятий, а развитие малого и среднего бизнеса. Причем основная задача – развитие сферы услуг.

Количество крупных предприятий в Череповце действительно подошло к критической точке. По концентрации в атмосфере некоторых экологически вредных компонентов город едва попадает в допустимые рамки. Поэтому совместно с ведущими предприятиями мы реализуем оцениваемую в сотни миллионов рублей целевую программу снижения воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения (предприятия берут на себя обязательства по установке систем рекуперации, снижению выбросов и уровня шумов, озеленению территорий и т.д.).

– Что делается для повышения инвестиционной привлекательности города и прихода «внешнего» бизнеса?

– Бизнес уже оценил наш благоприятный инвестиционный климат и высокие доходы населения. В город пришли крупные девелоперы – компании «РосЕвроДевелопмент» и «Гранд Хауз», хотя они всегда ориентировались на города-миллионники и областные центры. Приобретая на торгах землю по высоким ценам, они соглашаются вкладывать миллионы долларов в инфраструктуру города, в благоустройство прилегающих территорий (вплоть до строительства улиц). В Череповец пришли и строят автоцентры официальные дилеры многих ведущих автомобильных брендов. Открываются филиалы российских банков. Почти каждый день я встречаюсь с потенциальными инвесторами.

Инвесторам комфортно в городе и потому, что градостроительная документация находится в отличном состоянии – Генплан, Правила землепользования и застройки с четкой планировкой и зонированием всей территории в черте городского округа, по ряду территорий есть подготовленные городом проекты планировок. Мы можем эффективно распоряжаться землей, выставляя участки на торги с полным пакетом документов, и затем инвесторы тратят буквально месяц-два на согласование проектов.

– Неужели в Череповце нет проблем с энергообеспечением, с развитием головных источников и инженерных сетей?

– В настоящее время системных проблем нет. Город может позволить себе построить еще 1 млн кв. м. жилья, не запрашивая дополнительных источников энергии с федеральных компаний. Это позволит обеспечить жильем порядка 25 тыс. человек в течение пяти лет.

Однако у нас весьма высокая динамика ввода жилья. В 2007-м построено 202 тыс. кв. м (в 1,9 раза больше, чем годом ранее), в нынешнем году планируется ввести 250 тыс. кв. м. И если говорить о комплексной застройке новых микрорайонов площадью 1 млн кв. м, то здесь уже возникают проблемы. Губернатором Вологодской области и руководством РАО «ЕЭС России» подписано соглашение о развитии инфраструктуры электроэнергетики. В частности, требуется установка трансформаторов на Белозерской и Зашексинской подстанциях напряжением 750 кВ. Важно, чтобы проблемы обеспечения электроэнергией решились в течение четырех-пяти лет, иначе развитие города затормозится. Что же касается вопросов водоснабжения, водоотведения и теплообеспечения, то мы знаем, что нужно делать, и способны решить эти вопросы.

  

Освоение, а не «уплотнение»

– Какова градостроительная стратегия администрации города и что в ней меняется? В ходе выборов вы критиковали то, как ведется застройка, какая появляется архитектура…

– После избрания мэром я первым делом предложил уйти в отставку главному архитектору и начальнику Комитета по управлению имуществом. За последние пять лет город стал превращаться в «винегрет» из-за неразумного выделения земельных участков, отсутствия контроля за архитектурой, хаотичного перевода жилых помещений на первых этажах в нежилые. Пришлось взять дело в свои руки, и сейчас все решения принимаются публично – на Градостроительном совете, который проходит под моим председательством. И пока не разработан весь пакет документов и регламентов, в который будет встроена и архитектурно-художественная концепция, многие вопросы приходится решать в режиме «ручной настройки». К сожалению, еще рано говорить, что меня удовлетворяет эффективность системы управления городом.

Долгосрочная стратегия развития Череповца предусматривает создание новых городских районов за Шексной. Мы исходим из того, что в Череповце и в дальнейшем будет проживать 308-310 тыс. человек (по оптимистичным прогнозам, максимум 320 тыс.). При этом и без увеличения населения города количество жителей Зашекснинского района в течение 15 лет вырастет с 30 до 104 тыс. Мы связываем это с реализацией программы переселения за Шексну жителей старых микрорайонов, приближенных к крупным промышленным предприятиям. И в новых микрорайонах будет иная концепция строительства: не дожидаясь принятия федеральных градостроительных норм, я утвердил муниципальные нормы (они касаются и внутридворовых проездов, и парковочных мест, и ширины проезжей части).

– Считаете ли вы реальной задачей привлечение инвесторов к редевелопменту территорий, в том числе в центре города, где много домов, нуждающихся в капремонте?

– На мой взгляд, с точки зрения инвесторов время для масштабных проектов редевелопмента еще не пришло и, в общем-то, мы не нацелены форсировать этот процесс. Лет через десять будем принимать решения о переселении жителей зданий старой застройки в новые микрорайоны и, переводя здания в категорию аварийных, привлекать крупных инвесторов для редевелопмента больших территорий.

А в настоящее время поставлена цель осуществить за счет средств бюджета программу расселения ветхого и аварийного жилого фонда (порядка 80 тыс. кв. м, включая абсолютно все деревянные дома и дома с деревянными перекрытиями). Полагаем, что таким путем в ближайшие пять-семь лет удастся расселить все дома, признанные аварийными и ветхими. Высвобождаемые земли будут использованы в основном не под жилищную застройку, а для муниципальных нужд (в том числе для благоустройства территорий). Некоторые из этих участков отдаем инвесторам для строительства социально значимых объектов. Но в целом я – жесткий противник уплотнительной застройки старых микрорайонов, и мы стараемся ничем не заполнять густонаселенные территории, уже насыщенные объектами малого и среднего бизнеса. В городской черте достаточно земли, и инвестиционная привлекательность города связана прежде всего с развитием новых районов.

Что же касается исторической части города – в районе Воскресенского (Советского) проспекта, – происходит ее регенерация: приводятся в порядок старинные здания, восстанавливается их первоначальный облик по состоянию на начало ХХ века. И, естественно, мы требуем этого от бизнеса, приобретающего здесь недвижимость.

 

Диалектика развития

– Каким образом может отразиться на развитии города амбициозный проект создания индустриального парка «Шексна» на полпути от Череповца до Вологды?

- Конечно, появление технопарка даст толчок развитию инновационных технологий, созданию современных предприятий, привлечению инвесторов – укреплению экономических позиций области в целом. Учитывая удобное положение территории и развитую транспортную инфраструктуру, а также налоговые льготы и преференции, предусмотренные областным законодательством, я убежден, что возможности размещения предприятий в «Шексне» будут востребованы бизнесом.

Впрочем, минус для Череповца я вижу в опасности оттока квалифицированных кадров. Компании, приходящие в «Шексну», будут использовать для привлечения рабочей силы очень серьезные мотивирующие факторы, в первую очередь – предоставление жилья. Сейчас в «Шексне» работают около 1,5 тыс. жителей Череповца, и их город может потерять.

В принципе, металлурги и химики и сегодня активно реализуют социальные и жилищные программы, предлагают хороший социальный пакет, включающий обучение, повышение квалификации, лечение в ведомственных клиниках, оздоровление и отдых на загородных базах, бесплатные занятия спортом. Поэтому в дальнейшем совместно с крупными промышленными предприятиями города нам придется серьезно поработать, совершенствуя мотивационные модели сохранения квалифицированных кадров.

 

Игорь Архипов, обозреватель «Эксперт Северо-Запад»

expert.ru

Голосов пока нет

Бла бла бла. Как в России в

Jet_X аватар

Бла бла бла. Как в России в 90-х убили весь бизнес кроме как вывозки ресурсов из страны, так никто его поднимать не хотит. Хотят только налоги с него делить.

В той же белорусии во всю идет программа усадебного застройства страны. Людям по человечески надо жить в одноэтажных домах. В России все для этого существует, кроме политиков.