Новый образовательный стандарт: мифы и реальность



Нынешний учебный год выдался особенным для некоторых первоклашек. В 11-ой и 39-ой школах управление образования мэрии Череповца «поставило эксперимент». Выступать в роли «подопытных» учащимся пришлось поневоле. Просто Министерству образования нужно было опробовать новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарта Начального Общего Образования (ФГОС НОО).

Федеральный Государственный Стандарт Образования (ФГОС) - это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению образовательного процесса в школах. 

Образовательные стандарты существовали и прежде: они прописаны в Конституции РФ и в ФЗ «Об образовании». Однако новый Стандарт пытается изменить подход к образованию. Если старые стандарты были ориентированы на сохранение единого образовательного пространства страны и обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания, то новый выступает развивающим инструментом развития личности ребенка. Однако условия и критерии развития личности вызывают много вопросов, как у самих учителей, так и у родителей школьников.

Бурное обсуждение грядущей школьной реформы идет с зимы прошлого года, когда Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования представил проект нового ФГОС. По сути, новый Стандарт изначально нацелен не на академическое, а на профильное образование. По мнению специалистов, внедрение ФГОС приведет к тому, что ряд школ будет концентрировать усилия только на изучении отдельных дисциплин при полном игнорировании других.

Разрыв с исторически сложившейся системой российского образования, которое развивалось как целостное и фундаментальное, на лицо. Однако разработчики уверяют, что новый Стандарт являет собой целостную систему, которая охватывает все разделы образования - от дошкольного до профессионального. Стандарт предполагает, что дети должны приобретать в процессе обучения не просто знания, а компетенции (умения и навыки). Ключевая компетенция, которую должна давать школа, - умение жить в новой экономике, быть членом гражданского общества. Это должно происходить не на уровне лозунгов, а на уровне конкретных предметов - основ экономики и права, которые должны преподаваться в каждой школе... 

Но за красивыми словами таится ужасная суть. Концепция нового Стандарта предполагает три уровня изучения предметов: интегрированный, базовый и профильный. Шесть предметных областей для выбора: русский язык и литература, иностранный язык, математика и информатика, общественный науки (экономика и право), естествознание (химия, физика и биология), курсы по выбору. Три инвариантных (обязательных) предмета: ОБЖ, физкультура, «Россия в мире» (аналог истории). Плюс занятия школьников по индивидуальным проектам. Всего шесть-семь предметов для изучения с учебной нагрузкой в 33-36 часов в неделю. 

Получается, что в рамках реформы планируется оставить всего три (обязательных) гарантированных общеобразовательных предмета, а обучение по всем остальным, возможно, сделать платным. И нет ничего удивительного в том, что этот проект был одобрен на заседании «Единой России» в Госдуме. Грядущее засилье в школе патриотического воспитания, физкультуры и безопасности в ущерб физике и химии только на руку думскому большинству. По сути, наших детей хотят оболванить, лишить их нормального образования, но воспитать в духе активистов прокремлевских молодежных движений. 
В Череповце это уже внедряется в начальной школе. В экспериментальных классах преподавание разбито на предметные области: филология (русский язык и литературное чтение), иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство (музыка, рисование, технология), физическая культура. Предусмотрено 10 часов на внеурочную деятельность. Количество предметов, которые раньше преподавались в начальной школе, и количество учебных дисциплин, предусмотренных ФГОС НОО сходно. Отличие заключается в ведении с первого класса внеурочной деятельности (кружки и факультативы), и с четвертого класса - основ религиозной культуры и светской этики.

Внеурочная деятельность будет вестись по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное. Ее представляют такие формы как научное исследование, общественно-полезные и поисковые практики, олимпиады, соревнования, научные общества, диспуты, конференции, круглые столы, секции и кружки. То есть ребенок самостоятельно сможет выбрать для себя от трех до семи кружков. В начальной школе учебный план построен таким образом, что 80 процентов учебного времени отдается инвариантным (обязательным) предметам и только 20 - вариативным (на выбор). В средней школе этот процент возрастает до 30, а в старшей составляет 40.

На практике это означает, что обязательная часть образовательной программы в старшей школе составляет всего 40 процентов, а часть, формируемая участниками образовательного процесса (предлагать будет школа, а выбирать родители), - 60 процентов от общего объема основной программы. Таким образом, государство оставляет за собой лишь 40 процентов образовательного поля, все остальное остается на усмотрение (откуп?) мест. Ведь школам никто не помешает ввести «монетизацию» образования, то есть сделать все занятия «сверх нормы» (то есть 60% от всего объема получаемых знаний) платными? Иначе ваш ребенок, если вы рассчитываете поступать в ВУЗ, будет обязан учиться у репетитора. 

И еще про платное образование. Переход на новый образовательный Стандарт потребует колоссальных расходов на модернизацию материально-технической базы школ. Заниматься этим процессом будут… директора школ. Какая предпринимательская деятельность дозволена законом муниципальным образовательным учреждениям? Только сдача помещений в аренду и услуги по дополнительному образованию (кружки, секции). Но даже если плата с родителей за дополнительное образование будет взиматься регулярно, то наши школы, попадая в которые, перемещаешься во времени лет этак на 30 назад, изменятся не скоро. 

Теперь поговорим о трех уровнях преподавания предметов: интегрированном, базовом и профильном. Задача подготовки к дальнейшему образованию в новом Стандарте есть только на профильном уровне. Поэтому интегрированный уровень можно называть дефектологическим, базовый уровень можно считать равным обычному среднему образованию, а профильный - классу с углубленным изучением предметов или обучению в профильной школе. Причем, три учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне и четыре на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне. Хочется верить, что четыре «сквозных» предмета зададут школе определенный (гуманитарный или технический) уклон. В противном случае, обучение будет представлять собой простой ознакомительный курс из разряда «что-то слышал».

Все это происходит на фоне деления российских школ на элитные и простые. В последних учатся дети из малообеспеченных, неполных и проблемных семей, а также сироты и дети мигрантов. По понятным причинам их родители не могут обеспечить достойное образование своим детям. Получается, что у ребенка, обладающего способностями и желанием учиться, уже нет надежды на школу, которая раньше была «социальным лифтом». Введение нового Стандарта только расширит эту пропасть: образование станет элитарным и недоступным для детей из социальных низов. В этом отношении новый Стандарт представляет собой чудовищную деградацию системы образования в стране. Его принятие означает фактический отказ от общенародного образования, создание «школы двух коридоров», которая продуцирует элитарное меньшинство, готовое продолжить образование, и подавляющее большинство социализированного охлоса, который к дальнейшему обучению не способен физически.

И еще один немаловажный вопрос при введении нового Стандарта - это отсутствие адекватных инструментов оценки качества знаний. Согласно новому Стандарту таковыми являются итоговый Единый Государственный Экзамен и промежуточная итоговая аттестация в тестовой форме (Единый Муниципальный Экзамен). Конечно, с ЕГЭ легче подать документы в ВУЗ, но проверка уровня знаний с помощью тестов по-прежнему вызывает много вопросов. Так, оценка качества образования по международной системе PISA, проверяющей навыки 15-летних школьников в том, как ученики могут применять полученные знания в жизни, свидетельствует, что наши старшеклассники, занимают место в конце четвертого десятка из 57 стран.

В этом нет ничего зазорного, потому что старая система образования у нас замечательная, а вот подгонять ее под западные стандарты оценки не надо. Кстати, в начальном образовании оценка знаний так же будет проверяться с помощью тестов.

Григорий Резкин,
Газета "Череповецкая истина", № 29

Другое мнение

SiteAdmin аватар

Из комментария бывшего московского учителя в Коммерсанте

Цитата:
Вариант нового стандарта для старшей школы вызвал массовое возмущение учителей — мол, реформа развалит образование, дети в старших классах не будут учить русский, литературу, математику, историю... Такой реакции удивляться не стоит: учительская среда крайне консервативна и будет сопротивляться любым нововведениям, кроме повышения зарплаты. О других проблемах, не менее серьезных, они предпочитают молчать.
...
В этом году ушел окончательно — потому что устал часами выполнять ненужную работу. Это я не об уроках, конечно же. За день в обычную среднюю школу приходят десятки телефонограмм: учителей вызывают на собрания, конкурсы, мероприятия по методике проведения конкурсов и прочие совещания, придуманные чиновниками. И главная цель всего этого — отчеты, килограммы отчетов.
...
Если вы не знаете, вашим детям надо постоянно репетировать, учить стихи, делать модные теперь "презентации". Все бы хорошо, но эти мероприятия давно превратились в рутину. Их проводят для галочки и, может быть, чтобы повесить грамоту на первом этаже. Дети уже с первых классов привыкают участвовать в бессмысленной показухе — вот каков на самом деле стандарт образования в современной школе.
...
Почему все молчат, что у нас давно установлена трехбалльная система? Попробуй оставить ученика на второй год или хотя бы поставь заслуженную двойку в четверти! Ты испортишь показатели и школе и округу, в окружном департаменте надавят на директора, директор надавит на учителя, в итоге рисуем довольному лоботрясу тройку. Почему все молчат, как на самом деле выполняются различные мониторинги и прочие "срезы знаний", которые выдумывают чиновники? Почему никто не возмущается, что при переподготовке учителей большинство методических рекомендаций не имеют к реальности никакого отношения?