Вячеслав Позгалев - 15 лет на посту
23 марта 1996 года президент Борис Ельцин указом заменил прежнего губернатора Вологодской области Николая Подгорнова экс-мэром Череповца Вячеславом Позгалевым. С припиской «временно». От приставки и. о. Вячеслав Евгеньевич избавился 6 октября, с огромным отрывом от конкурентов победив на выборах. На страницах главной газеты города «Речи», посвятившей переходу Позгалева с должности на должность несколько десятков статей, были не только сухие факты — били ключом эмоции. Череповчане восприняли повышение мэра с целым спектром чувств: от ревности и сочувствия до гордости и обиды.
«Я подумаю...»
Подшивка «Речи» за 1996 год с марта по октябрь сегодня читается местами как личный дневник Позгалева или шекспировский «Гамлет» с его вопросом «Быть или не быть?». В интервью, публиковавшихся в газете «Речь» с периодичностью не реже двух раз в неделю исключительно по инициативе редакции, Вячеслав Позгалев с предельной откровенностью, как перед близкими друзьями, делился размышлениями о плюсах и минусах переезда в Вологду.
«Подумаю... Сомневаюсь... Не знаю...» — подобными глаголами изобилуют высказывания Позгалева конца марта 1996 года.
Впервые о предложении президента Бориса Ельцина череповецкому мэру возглавить область «Речь» написала 23 марта. Небольшое интервью журналиста Сергея Бегляка стало в Череповце сенсацией.
«- Предлагал ли вам президент пост вологодского губернатора?
— Да. У нас был разговор на эту тему.
— Ваш ответ?
— Я обещал подумать. Мне прежде всего необходимо посоветоваться с череповчанами, перед которыми у меня много обязательств. Меня эта должность не манит, я туда не стремлюсь. Ну, в принципе, если это государственная необходимость, я мог бы согласиться на совмещение.
— То есть вы готовы „лечь на амбразуру“?
— Да.
— В случае, если вы станете губернатором, на что мы можем рассчитывать?
— Я еще раз повторяю, решение не принято. Но если, скажем, абстрагироваться, рассуждать об этой ситуации вообще... Если бы я был губернатором, я бы сделал все для того, чтобы в первую очередь развивалась экономика Череповца, как основного донора экономики области».
В завершение беседы Вячеслав Позгалев признался, что никаких сроков для окончательного ответа ему не выдвигали. «Это может произойти сегодня, может в понедельник, через неделю...» Указ Бориса Ельцина был подписан в день публикации интервью — 23 марта.
«Меня там не ждут»
В следующем номере «Речи» первая страница снова была отдана Вячеславу Позгалеву. Спецкор по Вологде передает из областной столицы, что экс-губернатор Николай Подгорнов освобождать кабинет не торопится, поскольку указа пока не видел. «По мнению губернатора, президент своим указом нарушил устав Вологодской области, — пишет журналист Александр Пиралов. — В области есть заместитель председателя правительства, и он должен замещать его в случае отставки. Не исключено, что Позгалеву будет затруднен вход в вологодский Белый дом. Уже ближайшие события могут принять непредсказуемый характер. Несомненно, Позгалеву придется в Вологде тяжело».
«Я точно знаю, что меня там не ждут, — замечает Позгалев перед последней планеркой в должности череповецкого мэра. — Мне сказали, что я там не нужен. Но уж придется потерпеть. Извините, ребята, у меня в руках указ президента». А свою бывшую череповецкую команду Позгалев попросил не опускать руки: «Ваша хорошая работа поможет мне там». Думается, слова в равной степени относились ко всем череповчанам.
«Я пришел сюда надолго»
О намерении баллотироваться на пост губернатора Вячеслав Позгалев впервые заявляет спустя неделю после назначения исполняющим обязанности. Страницы «Речи» в эти дни пестрят тревожными известиями почти из всех сфер городской жизни. Местные милиционеры гибнут в Чечне. На предприятиях выдают зарплату колбасой. Крупнейшее коммунальное предприятие отказывается убирать улицы в долг. Молочный комбинат прекращает поставку продукции в лечебные учреждения, пока ему не оплатят уже поставленные молоко и сметану. Единственная электричка в Шеломово, спасавшая тысячи череповчан от голода, близка к остановке. В Череповце зарегистрирован первый больной СПИДом. Беды будто нарочно сошлись, чтобы уговорить Вячеслава Позгалева остаться в Череповце. Но он уходит. Почему?
Подобная ситуация складывалась по стране в целом, причем во многих местах — куда тяжелее. На посту мэра, в отдельно взятом городе, трудно решать проблемы, связанные с глобальными экономическими и социальными факторами. Надо полагать, Вячеслав Евгеньевич предвидел, что в должности главы области у него будет больше возможностей для выправления положения и в Череповце, и во всей области.
А последним «камешком», склонившим чашу весов в пользу решения баллотироваться в губернаторы, видимо, стала встреча с главами районных администраций, которые присягнули на верность Вячеславу Евгеньевичу.
— Надолго ли я пришел сюда? — через сутки открывает Позгалев пресс-конференцию вопросом самому себе. — Да, надолго, поскольку собираюсь выставить свою кандидатуру на предстоящих губернаторских выборах. После того как я им стану, полномочия мэра Череповца, естественно, будут мною сложены.
— Вы так уверены в своей победе?
— Конечно, иначе я бы не выставлял свою кандидатуру.
«Учусь на ошибках»
Первым делом на новой должности Вячеслав Позгалев планирует заняться проблемой долгов по зарплатам и оказанием поддержки селу в период весеннего сева. Попутно и. о. губернатора отменяет несколько распоряжений предшественника и сокращает штат помощников и замов.
В апреле он дает газете пространное интервью на неожиданную тему — об ошибках на новом посту. Таковых за месяц с лишним вологодской работы накопилось три.
— Во-первых, я в какой-то мере переоценил свои возможности в быстром решении ряда вопросов, — говорит Вячеслав Евгеньевич. За полгода решить все проблемы в масштабах области, конечно же, невозможно.
Второй ошибкой, по признанию Позгалева, стала недооценка масштаба развала областной экономики, которую он застал в руинах. А третья касается поведения Вячеслава Позгалева на людях, которое пришлось не по вкусу местным обитателям администрации Вологодчины.
— Я привык работать открыто, но эта открытость была расценена неправильно, — рассказывал Вячеслав Евгеньевич.
Избран губернатором
В то время как Вячеслав Позгалев ищет деньги для выплаты долгов по зарплате, его имя поливается конкурентами в борьбе за губернаторское кресло ушатами грязи и фальсификаций. Практически никакой агитации он не ведет. «Как я могу заниматься подготовкой листовок, плакатов, составлением программ, написанием статей, если сегодня пенсионерам по-прежнему задерживают выплату денег?» — почти на бегу бросает Позгалев в блиц-интервью корреспонденту «Речи», но избирателю такие слова милее сотни предвыборных обещаний, и рейтинг Вячеслава Евгеньевича вырастает до небес. А черный пиар, организованный конкурентами, стал отличным удобрением для этого роста. В августе, согласно опросам, Позгалева поддерживали 67 %, а на выборах 6 октября за него проголосовали почти 78 %.
СПРАВКА
Как вы отнеслись к уходу Позгалева в область?
Георгий ШЕВЦОВ, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по промышленности:
— Когда стало известно о назначении Вячеслава Евгеньевича главой области, чувства возникли противоречивые. С одной стороны, было очень жаль, что город покидает такой яркий и талантливый мэр, каким показал себя за несколько лет работы на этом посту Позгалев. С другой — гордость за то, что именно ему предложили такой ответственный пост. И конечно же, мы связывали с этим назначением большие надежды: на консолидацию власти и общества, на прекращение искусственной конфронтации между областью и Череповцом, которую нагнетал предшественник Позгалева, на выстраивание конструктивных отношений между властью и крупной промышленностью. И все эти надежды Вячеслав Евгеньевич полностью оправдал. Необходимо было консолидировать и саму власть. Я тогда был депутатом Законодательного собрания и хорошо помню, что до Позгалева отношения между исполнительной и законодательной ветвями областной власти были хуже некуда, что тормозило принятие многих важных решений. Именно Вячеслав Позгалев преодолел этот раскол.
Виктор ВЫДРИН, бывший первый заместитель мэра (сейчас на пенсии):
— В марте 1996 года решением городской Думы меня назначили исполняющим обязанности мэра. И пробыл я на этой должности до октября 1996 года. Безусловно, очень сложно было управлять городским хозяйством, оставшись без главы города. В ту пору горбюджет был в два раза меньшим, чем сейчас, наполняемость его была очень низкой. В финансовой системе курсировали взаимозачеты, суррогаты живых денег. Я уже не говорю о состоянии городского хозяйства: дороги разбиты, транспорт ходит плохо, изношенность тепловых сетей достигла 80 %... Я с большим уважением отношусь к Вячеславу Евгеньевичу Позгалеву. И весь опыт, который я приобрел в управлении, — благодаря Позгалеву. Никто не боялся высказывать в глаза свою точку зрения, с мэром можно было поспорить. Он мог резко высказаться, но позже, проанализировав ситуацию, признать: да, был неправ. Позгалев не боялся выйти на открытый разговор с обозленной толпой и убедить в своей правоте.
Владимир ПОМАТИЛОВ, директор ОАО «Аммофос»:
— В марте 1996 года я работал в должности исполнительного директора ОАО «Аммофос».
Наталия МАТВЕЕВА, председатель профкома союза работников образования в городе Череповце:
— Время было очень сложное. Череповец находился на грани социального взрыва. Задержки зарплаты, неплатежи, скудный бюджет. Все это было замешано на иллюзорном чувстве личной свободы гражданина. И в это непростое время в Череповце не было фигуры, равной или превосходящей Вячеслава Евгеньевича по умению спокойно и конструктивно общаться с огромными массами людей, руководить ими, с гиперответственностью за все происходящее. Я видела, как он укрощал разъяренные залы. Стабильность в городе была сохранена фактически силами одного человека. Нет, после его ухода мы не вымерли, но что-то безвозвратно ушло. Удивителен дар этого человека видеть не нас сегодняшних, а тех, какими мы могли бы быть. Он верил в нас, и мы начинали верить в себя. Невероятное понимание человеческой природы, великолепная интуиция, экономическая грамотность, политик и жесткий прагматик — вот наш губернатор.
Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 23 марта 2011 г.
Надежда.
Надежда, что когда-нибудь он будет нести ответственность за все "хорошее".....
А за что именно?
А за что именно?