ПРИВЕТ, БРЕВЕТ! (история веломарафонов)
История веломарафонов начинается с профессиональных гонок. Сейчас максимальная дистанция велогонки достигает примерно 300 км. Но в начале ХХ века дистанции, на которых выступали гонщики, были намного длиннее. Нормальными этапами были и 400, и даже 500 км. Постепенно, особенно с приходом в велоспорт телевидения, "профессиональный" километраж уменьшался, и прибежищем любителей, готовых кинуть вызов расстоянию, стали веломарафоны.
Законодателем марафонской моды является французский клуб AudaxClubParisien (Парижский клуб отважных (отчаянных)), основанный в 1904 году. В течение многих лет он оттачивал правила проведения марафонов, а в 1931 году стал соорганизатором, а позже и основным организатором марафона "Париж-Брест-Париж. 1200 км". Ранее, начиная с 1891 года, по этому маршруту и с этим названием проводилась (раз в 10 лет) старейшая велогонка для профессионалов (для сравнения: Тур де Франс проводится с 1903 года).
В последние десятилетия ПБП (Париж - Брест - Париж) стал наиболее престижным и массовым марафоном. В нем участвуют около 4000 человек из 25 стран мира. Однако ПБП лишь вершина марафонского движения, существующего по довольно строгим и продуманным правилам, принятым клубами во всем мире. Такие клубы называют рандоннерскими (от фр. Randonnee - длинная прогулка, рейд), а любителей ездить длительные дистанции - рандоннерами. Правила рандоннерского движения подразумевают наличие квалификационных заездов с ограничением по максимальному времени прохождения:
- 200 км - не медленнее, чем за 13ч 30 мин,
- 300 км - за 20 ч,
- 400 км - за 27 ч,
- 600 км - за 40 ч,
- 1000 км - за 75 ч,
- 1200 км - за 90 ч.
Такие квалификационные заезды принято называть бреветами. Вообще нигде, кроме России, термин "марафон" или "веломарафон" применительно к заездам на длительные расстояния не применяется, а используются термины бревет(brevet), событие (event), прогулка (ride). В России можно считать бревет и веломарафон словами-синонимами.
В Советском Союзе, конечно, никто не принимал участие в мировом рандоннерском движении, однако веломарафоны практиковались. Например клуб Караван (Москва) проводил марафоны Москва-Ленинград (700 км), Москва-Ярославль (270 км). Приобщение к мировому движению началось в 1995 году, когда россияне впервые побывали на ПБП, а в 2003 году в Парижском марафоне принимало участие уже 25 россиян.
На Вологодчину мировое марафонское движение пришло в 2008 году с питерским клубом «Балтийская звезда» и бреветом «Вологда-Онега-Ладога». С Кремлёвской площади на 1200 км стартовали несколько десятков велосипедистов из России и многих европейских стран. Вместе с опытными рандоннёрами дистанцию преодолел вологжанин Сергей Черкашин. Ещё несколько человек преодолели дистанции в 200 и 300 км.
А уже в июне 2009 года череповчанин Андрей Сироткин, участник ВОЛ-2008, организовал первый местный марафон на 200 км до Кириллова и обратно, в котором приняли участие 15 человек. А уже в сентябре другой череповчанин - Александр Губанов, организовал бревет протяжённостью 400 км. Начало марафонскому движению в Череповце было положено. В 2010 году состоялись шесть марафонов, в том числе бревет на 1200 км «Белые ночи-2010». Так в нашем городе появился первый суперрандоннёр, получивший право участвовать в самом главном мировом велопробеге среди любителей.
В 2011 году Александр Губанов организовал под патронажем питерской «Балтийской звезды» местное отделение «Велорусь-БЗ». А 23 апреля состоялся первый в этом сезоне бревет на 200 км — до Пошехонья и обратно. Затяжная весна спутала планы многих череповецких велосипедистов, не оставив времени на подготовку к марафону. Поэтому на старт вышли только три смельчака, которые успешно проехали дистанцию. Их имена — Алексей Кононов, Алексей Ульянов и Игорь Рюмин.
Следующий марафон состоится уже 1 мая, ещё 200 км предстоит проехать по другому маршруту. А уже в середине мая рандоннёров ждёт 300 км бревет. На эти мероприятия уже заявились как имеющие опыт велосипедисты, так и новички. Возможно и кто-то из читателей данной статьи решится на маленький подвиг. Для начала вам нужно понять, зачем это нужно вам?!
И правда - зачем? Понятно, для чего байкер едет кататься в лес: там хорошо, тихо, птички поют. А что делать на пыльном шоссе, где обязательно ветер в лицо, где к тебе прижимается, словно "добрый друг", могучая фура, обдавая выхлопными газами?
Ответ каждый дает себе сам. По опыту можно сказать, что основные мотивы обычно таковы:
- проверить себя, чтобы сказать: я смог это сделать, понять, на что способен;
- устроить очень продолжительную покатушку;
- потренироваться;
- просто "за компанию";
- для многих это уже скорее философия...
Теперь подумайте о другом. Готовы ли вы к тому, что вам, возможно, придется:
- передвигаться полностью автономно,
- провести много часов в седле,
- выслушивать жалобы ваших коленей и пятой точки...
Если вы надумали принять участие в марафонах клуба «Велорусь-БЗ», то можете обращаться с вопросами по эл.адресу: xottab29@yandex.ru. Или ищите нас В Контакте.
Матвей Соболев
ПРИВЕТ, БРЕВЕТ!
Этой статьей мы начинаем серию материалов о череповчанах, которые за 25 лет "выморочных реформ не сели "на стакан", не сели на иглу, не вспороли себе вены, а живут по принципу "Душа обязана трудиться: и день, и ночь". В "Бревете" - в веломарафон.
Ждём новых статей об увлечениях череповчан.
Ого, как загнул! Хорошее
Ого, как загнул!
Хорошее начинание, администрация портала поддерживает Всем кому есть чем похвалиться - пишите!