Какая торговля нужна череповецким покупателям
Объем торговли в Череповце растет в основном за счет увеличения цен, а эффективность работы торговых предприятий снижается. К таким выводам пришли ученые Санкт-Петербургского торгово-экономического института, исследовавшие торговлю в городе.
Рост за счет потребителя
Как следует из заключения экспертов, прирост объема розничной торговли за 2006 — 2010 годы обеспечен на 70 % ростом цен и лишь менее чем на 30 % — увеличением реализации объема товаров. Кроме того, источником роста торговли, как считают ученые, становится увеличение торговых площадей, но и оно идет замедленными темпами. Так, за три последних года количество предприятий розничной торговли в городе увеличивалось ежегодно лишь на 1,3 %, а их торговая площадь — на 3,4 %.
Рост оборота розничной торговли выражается в увеличении объема продаж товаров на душу населения. В последние годы наблюдается значительный рост этого параметра. Причем уровень продаж на душу населения в Череповце выше аналогичного показателя по Вологодской области на 24 %, однако примерно на ту же величину ниже общероссийского показателя. Сравнение оборота розничной торговли на душу населения и среднемесячной начисленной заработной платы показывает следующее. При значительно более высоком уровне зарплаты, чем в среднем по России, в Череповце уровень потребительских расходов на душу населения, приходящихся на розничную торговлю, ниже. Фактически это означает, что соотношение уровня доходов и величины оборота розничной торговли на душу населения в Череповце хуже, чем в целом в стране и Вологодской области, что указывает, по мнению исследователей, на нереализованный потенциал торговли.
От рынков к супермаркетам
В 2010 году снижение продаж на розничных рынках и ярмарках в Череповце происходило более быстрыми темпами, чем в России и Вологодской области. При этом обеспеченность городскими продовольственными рынками составляет 73,1 %. Однако качественная сторона работы продовольственных рынков вызывает у горожан все больше замечаний. Опросы фиксируют увеличение количества претензий к рыночной торговле. Снижение качества работы розничных рынков также подтверждается наличием замечаний от Роспотребнадзора и управления городской экономики и торговли — по поводу продажи некачественных товаров, несвоевременной уборки помещений и территорий, грубого отношения к покупателям.
Новый шаг в развитии торговли возможен, по мнению питерских экспертов, за счет широкого развития сетевой торговли и розничных торговых предприятий современных форматов с применением эффективных форм обслуживания покупателей. Распределение торговых объектов по степени применения различных форм обслуживания покупателей показывает, что широко распространенный и показывающий максимальную отдачу с каждого квадратного метра площади метод продажи — самообслуживание — занимает в Череповце около 40 % от всего количества магазинов. Причем на протяжении трех лет этот параметр практически не изменился, что указывает на застой в развитии современных форм торговли.
Как торгуют соседи
Показатели оборота розничной торговли в Вологде несколько превышают показатели Череповца, однако есть тенденция к выравниванию. Средний чек в розничной торговой сети Череповца за 2010 год увеличился. Если летом 2010 года средний чек в Вологде составил 150,4 рубля, что на 32,7 % выше уровня Череповца (113,35 руб.), то на конец 2010 года средний чек Вологды составил 193,1 рубля, что только на 17,8 % выше, чем в Череповце, где средний чек был равен 163,9 руб.
Исследователи сравнили несколько схожих городов и выяснили, что наибольшее распространение такой формат торговли, как торговые центры, получил в Череповце, где его доля составляет 43,7 %. Наименее всего данный формат торговли представлен в Вологде — 29,1 %, Липецке — 29,6 % и Челябинске — 31,2 %. При этом эксперты сделали вывод, что «развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики». Если говорить о судьбе павильонов и палаток, то ученые выяснили, что больше всего таких объектов в Липецке и Челябинске, и это свидетельствует о медленном переходе к современной торговле.
Комментарий специалистов
Владимир Штейнгарт, президент Торгово-промышленной палаты Череповца
В анализе, который провели эксперты, четко показано, насколько выше доля мелкорозничного бизнеса в Липецке или Магнитогорске. Исчезает малый бизнес — исчезает и оптовое звено, о чем также говорится в исследовании. В итоге нет оптовиков на местном уровне, и малый бизнес не знает, у кого покупать, а местный производитель не знает, кому сбыть. Это цепочка.
Александр Авсейков, главный архитектор города
Объекты мелкорозничной торговли в целом выпали из системы градостроительного планирования. Сейчас мы изучаем системы пешеходных взаимосвязей внутри районов и намерены учитывать в этих схемах и объекты мелкорозничной торговой сети.
Михаил Ананьин, зам. мэра Череповца
Сегодня сфера торговли переживает системные изменения как в стране, так и в Череповце. Наша главная задача — формировать такую структуру этого сектора, которая была бы удобна покупателю и предлагала ему качественные услуги по доступной цене.
Справка.
Где вы покупаете продукты?
Ян Островский, артист ДК «Северный»
Покупаю в небольшом магазине рядом с домом. Не вижу смысла далеко ходить за продуктами. Правда, в магазин хожу не очень часто; продуктами больше моя девушка занимается, я только корзинки для нее таскаю.
Сергей Штукин, работник ОАО «Северсталь»
Обычно покупаю продукты в супермаркетах, точнее, в супермаркете — по той простой причине, что он находится возле моего дома. Цена, конечно, имеет значение, но там вроде не так уж и дорого.
Наталья Орешкина, юрист
Я работаю и учусь, так что просто физически не могу покупать продукты каждый день. Обычно закупаюсь в выходные в гипермаркете — пусть там все немного дороже, зато не надо бегать по разным магазинам и искать.
Светлана Доронина, социолог
Покупаю в магазинах самообслуживания. Там товары уже расфасованы, берешь и сразу видишь цену. В обычных же магазинах придется гадать,
а сколько, например,
в 300 граммах конфет и сколько это будет стоить.
Андрей Ненастьев,
Газета "Речь", 6 февраля 2012 г.
Что проще,то и делают.
Ничего удивительного. Это простое и главное, стандартное решение в сфере торговли. Зачем заморачиваться с какими-то методами и технологиями,когда можно просто поменять ценник.