Продукт один — ценников много
Молоко, растительное масло, картофель, яйца, хлеб, курица, гречка и сахарный песок. Изменение стоимости этих продуктов «ГЧ» еженедельно отражает в ценовой колонке, которая была открыта 9 месяцев назад. Цены мы отслеживаем в одной и той же торговой точке. Читатели периодически вопрошают: «И где вы берете такие цифры? В нашем магазине они другие». Вооружившись списком продуктов, в течение прошлой недели мы обошли 11 торговых точек во всех районах города, чтобы представить объективную картину. Насколько отличаются цены и почему?
Мы охватили разные виды торговых точек: супермаркеты, рынки и магазины шаговой доступности. Записав цены на перечисленные выше продукты, мы свели их в единую таблицу, сопоставили и пришли к двум выводам.
Нет торговых точек, где бы цены были самыми низкими на всю линейку перечисленных продуктов. Правильней так: есть торговые точки, где некоторые продукты продаются по самым низким ценам, но при этом есть товары (тоже из категории социально значимых), цена на которые превышает среднегородскую. К примеру, в одном из магазинов шаговой доступности Заречья мы нашли самую дешевую курицу, картофель, сахарный песок, но вот молоко в пакете там оказалось самым дорогим — 27 рублей. А вот точки, где все перечисленные продукты продаются по самым высоким ценам, есть, и разница может доходить до 10 — 15 рублей.
Нет ни одного вида продукта, который бы продавался во всех торговых точках по одинаковой цене. Так, стоимость охлажденной курицы (тушка) абсолютно везде оказалась разная: минимальная — 88,9 рубля, максимальная — 110 рублей. Та же картина с яйцом столовым
Для точности отметим, что, зафиксировав цены на эти продукты, мы не учли того, где они были произведены. Поэтому такой разброс может объясняться разными производителями. А вот чем объяснить ценовое различие продуктов одной марки и одного производителя?
— Хлеб «Дарницкий», произведенный на Череповецком хлебокомбинате, имел одинаковую стоимость (27 рублей) только в четырех случаях из одиннадцати. В Северном районе мы нашли буханку почти на 4 рубля дешевле, а в Индустриальном — на 1,5 рубля дороже.
— Цена бутылки подсолнечного масла «Золотая семечка» совпала только в двух случаях, при этом разница между максимальной и минимальной ценой составила аж 25 рублей.
— 900-граммовый пакет гречки марки «Ангстрем» в Заречье можно найти за 103 рубля, в Северном районе — за 145 рублей.
— Литровый пакет молока жирностью 2,5 %, произведенного Череповецким молкомбинатом, можно купить и за 27 рублей, и за 25,5 рубля, и за 24 рубля, и за 23,8 рубля, и даже за 18,4 рубля.
Почему так различается конечная стоимость продуктов одной и той же марки? С этим вопросом мы обратились к члену актива череповецкого отделения общероссийской организации малого предпринимательства «Опора России» Ирине Стяжкиной, владеющей небольшим магазином.
— Сфера продовольственной торговли — это рынок, поэтому говорить о единых ценах просто абсурдно. Формирование цен каждым торговым предприятием осуществляется индивидуально и зависит от множества факторов — это чистой воды экономика, — пояснила Ирина Сергеевна и перечислила основные причинно-следственные связи.
1. Принадлежность торговой точки. Есть предприятия, которые юридически самостоятельны, но по факту являются дочерними фирмами крупных оптовиков, поэтому получают товар на льготных договорных условиях, что, разумеется, отражается на конечной цене.
2. Форма торговли. К примеру, универсальный магазин, работающий по принципу самообслуживания, формирует цены иначе, нежели магазин с продавцом за прилавком. Современное оборудование и отделка, дополнительные услуги (нарезка, расфасовка), больший спектр товаров — все это закладывается в цену.
3. Себестоимостные издержки предприятия: коммунальные ресурсы, зарплата, налоги, содержание помещения. В значительной степени уровень цен зависит от того, в собственности или аренде находится помещение.
4. Характер договорных отношений с поставщиками. Даются ли розничному торговцу скидки и в каком размере, зависит от ряда условий, в том числе от платежеспособности и объемов закупаемых партий. Предприятие, закупающее крупную партию и способное расплатиться за нее в короткие сроки, может получить большую скидку, магазинчик с небольшим товарооборотом — меньшую.
Цены снижаются. Почему?
За минувшие осень — зиму мы настолько сжились с планомерным ростом продуктовых цен, что не заметили положительной тенденции, которую принесла весна. Сравнив данные мониторинга цен по состоянию на 1 марта и 1 июня, «ГЧ» подсчитал, что продовольственная корзина в среднем по городу подешевела на 4 рубля 68 копеек. И конечно, встал вопрос: почему? Своим мнением на этот счет поделилась с нами начальник управления городской экономики и торговли Елена Авдеева:
— Что касается цены на яйцо, то это снижение традиционно. Каждый год пограничной датой является Пасха: по мере ее приближения яйцо дорожает, после — дешевеет. Что касается остальных продуктов, то их удешевление в первую очередь вызвано реализацией акции «Социальная цена на социально значимые продукты питания» и мониторингом ситуации с уровнем торговой наценки. Есть и объективная причина — необходимость внедрения стимулирующих программ для потребителей. Ведь с летним сезоном, когда горожане разъезжаются на дачи и в отпуска, приходит снижение покупательского спроса — предприниматели устанавливают желтые ценники, чтобы привлечь дополнительный поток клиентов.
Татьяна Тихонова,
Газета "Голос Череповца", 7 июня 2011 г.