«Тихие» поборы — богатый денежный урожай



Почему при оплате коммунальных платежей банки берут «мзду»?

Я перешла дорогу по пешеходному переходу, но на красный свет. Сотрудник ГИБДД тут же попросил пройти к машине (которую я не заметила) за квитанцией. Да, стыдно, но со штрафом в 200 рублей я согласилась безоговорочно. Нарушила правила — плати. Пошла в банк, девушка в окошечке вежливо предупредила: «С вас возьмут комиссионные 45 рублей». Это с двухсот-то рублей! В тот же день я заплатила за квартиру — с 1800 рублей в банке взяли комиссионные 36 рублей, и за коллективную антенну — 20 рублей сверху. После того, как за перевод денег через платежный терминал с меня сняли 25 рублей за услугу, у меня возник вопрос: «Неужели сфера финансовой деятельности настолько пострадала от кризиса, что ей приходится с каждого своего клиента брать такие комиссионные?» Нет, в официальной статистической сводке по Череповцу сфера «финансовая деятельность» по итогам 2009 года (кризисного!) дала прирост в зарплате 8,5 %, среднее жалованье по отрасли — 38 463 рубля. А вот самая низкая зарплата у нас в культуре и спорте: в среднем она снизилась на 9,3 %, составив 11 096 рублей. Насколько справедливы взимаемые финучреждениями комиссионные?

Дмитрий ОЛЕНИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ИМИТ:

— С точки зрения экономики, банковская система в нашей стране, с одной стороны, развита, с другой — нет. Что я имею в виду? Нетрудно заметить, как преобразились банки за последнее время: евроремонт, сервисное обслуживание, оборудование техникой. Это удобно, современно, по этой причине горожане предпочитают забежать в ближайший банк, чтобы заплатить за квартиру, а не идти в свое домоуправление. Поскольку придется приноравливаться к графику его работы. А вот не развита потому, что нет здоровой конкуренции. В одном банке сервис хромает: заполняй кучу бумаг сам и бегай по кабинетам сам. В другом все за тебя сделают, но проценты возьмут!.. Отсюда, к слову, и неадекватные, на мой взгляд, комиссионные. 45 рублей с 200 — это уже перебор. Вряд ли эту проблему можно назвать социальной, все-таки банк — коммерческое предприятие, и он вправе устанавливать тот размер комиссионных, который посчитает нужным. Проще говоря, таким образом финансовые учреждения зарабатывают прибыль. С другой стороны, речь идет о штрафах, которые поступают в государственную казну. Значит, как я считаю, государство должно иметь в руках рычаг урегулирования таких вопросов. Тем более что в кризисный 2009 год банки — не все, правда, а 11 из великого множества — получили государственную поддержку, а это сотни миллиардов рублей. Что касается других комиссионных, думаю, у жителей нет другого выхода, как платить напрямую в домоуправлении, в терминале, где не берут комиссионных, на предприятии, которое оказывает услуги связи, и т. д. Иначе поборов не избежать, человеку скажут: «Не хочешь платить — иди в другой банк».

Кирилл ГЛЕБОВ, мастер-электрик ПМУ ОАО «Аммофос»:

— С квартплатой и терминалами — это не единственный случай. На мой взгляд, система подобных мелких услуг развита непомерно. Вы не хотите заполнять квитанцию — 30 рублей, и за вас это сделают. Не так давно столкнулся с такой проблемой: за оформление документов в автосервисном салоне взяли 45 рублей. Отдельно взятая сумма, может, и небольшая, но поборы приобретают массовый размах. Выходит, это один из самых легких и безболезненных способов законного отъема денег у граждан. Справедливыми подобные рыночные отношения я бы никак не назвал. Я понимаю, рынок — это то место, где зарабатывают прибыль. Но мы же не собираемся строить государство-рынок. Правительство страны убеждает нас в том, что берет социальные ориентиры. Тогда возникает вопрос, почему с этими ориентирами растет разрыв в благосостоянии. Человек, который получает 150 — 300 тысяч рублей в месяц, вряд ли заметит комиссионные в 45 рублей. Для тех, кто живет от зарплаты до зарплаты — а таких, думаю, большинство, — удар по карману ощутимый.

Сергей ВАСЮНОВ, председатель некоммерческого партнерства «Развитие управляющих компаний», коммерческий директор в управляющей компании «Олимп»:

— Ни копейки в этих комиссионных нет наших. Мы ничего не берем за перевод денег на коммунальные услуги. В управляющих компаниях есть свои кассы. Почему берут банки, и берут даже намного больше, чем до кризиса? Дело в том, что сам процесс был пущен на самотек. В результате горожане по привычке платят за коммунальные услуги через банк и вынуждены мириться с комиссионными. И это практика повсеместная. Представители финансовых учреждений аргументируют это следующим образом: комиссионные связаны с издержками — нужно платить операционисту, за бумагу, за калькуляцию и прочее. Комиссионные становятся все более распространенным способом «зарабатывания». В свое время я гасил кредит через почту, брал небольшой, на полгода, за каждый перевод приходилось платить почте 200 рублей. Выход, думаю, есть. Во-первых, платить напрямую. Во-вторых, осваивать новые электронные технологии платежей. Деньги за коммунальные услуги можно перевести и с домашнего компьютера. Тогда не нужно стоять в очередях, специально ехать на предприятия, которым ты должен. Большая экономия сил и времени. А вообще, на мой взгляд, это вопрос не только коммерческий, но и социальный. В конце концов, все мы жители одного города: и дворники, и банкиры, и чиновники, и учителя, и врачи. Почему бы не порешать этот вопрос с точки зрения людей, которые не имеют таких высоких доходов, чтобы не заметить комиссионных в 45 рублей?

Марина ПЕТРОВЕЦ, инженер по подготовке кадров ОАО «Домнаремонт»:

— Да, мне знакома эта проблема. Не так давно нужно было заплатить штрафы ГИБДД, за 800 рублей и за 100 рублей штрафа взяли по 30 рублей комиссионных. Крайне неприятно. Но в большей степени мне было жаль бабушку, которая отстояла очередь к кассе, и с нее за платеж в 25 рублей взяли комиссионных 30 рублей. Абсурд. Не менее абсурдной мне кажется и другая ситуация. У моего мужа зарплатная карта банка (не буду говорить какого). Так вот, дважды в месяц ему приходят SMS-сообщения о перечислении денег. Причем, как правило, сообщение приходит ночью, будя всю семью, — не отключаем сотовые на всякий случай. Когда муж снимет зарплату — ему об этом тоже сообщают. Услуга стоит 60 рублей в месяц. Вот не знаю, как от нее отказаться. Нужно время потратить, выяснить, куда обращаться. Мне кажется, подобный «тихий грабеж» на то и рассчитан: комиссионные будут брать — люди ведь не возмущаются, значит, их все устраивает.

Татьяна Ковачева, газета "Речь", 12 июля 2010 г.

Реалистичный комментарий про

SiteAdmin аватар

Реалистичный комментарий про комиссии банка за коммунальные платежи.