Новый порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг в Череповце



Этой осенью наш город перешел на новый механизм оплаты жилищно-коммунальных услуг. Совсем скоро череповчане почувствуют изменения на себе: в ноябрьских квитках к оплате будут предъявлены отличные от прежних суммы. В частности, за воду и тепло. Объемы расхода этих коммунальных ресурсов теперь фиксируются общедомовыми приборами учета, которые не позволят бесплатно уйти ни одному литру воды и ни одной гигакалории тепла. Жильцам предстоит научиться коллективной ответственности за излишки потребления.

На данный момент в Череповце сто процентов жилых домов (это и бывшие муниципальные, и (ТСЖ) оборудованы общедомовыми приборами учета потребления воды и около половины  общедомовыми теплосчетчиками (эти приборы еще называют коллективными). С начала года жилищные организации вели подготовительную работу, чтобы перейти на такую методику расчета оплаты услуг, когда итоговые суммы зависят не от установленных нормативов потребления, а от показаний общедомовых счетчиков. И с 1 октября в тех домах, где коллективные приборы учета установлены, расчет производится по новой методике.  Такой переход осуществлен в соответствии с правилами, утвержденными постановлением правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Пункт 22-й этих правил гласит, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного общедомового прибора учета.

Суть нововведения заключается в том, чтобы жители оплачивали ровно такой объем услуг, какой потребили. Сейчас в нашем городе совсем немного квартир, оборудованных индивидуальными водо- и теплосчетчиками. Жильцы таких квартир оплачивают коммунальные услуги по показаниям своих счетчиков. Жильцы тех квартир, где нет индивидуальных приборов учета, платят по нормативам. С внедрением общедомовых счетчиков меняются суммы оплаты и тех и других, потому что и тем и другим придется платить не только за свою квартиру, но и за дом в целом. И если весь дом будет экономить воду и тепло, то каждая квартира от этого выиграет. Если экономии не будет, то суммы в квитках вырастут. Объясним принцип. Общедомовые счетчики показывают, столько кубометров воды и гигакалорий теплоэнергии, сколько фактически потребил весь дом за месяц. Однако показания общедомового прибора не равняются той сумме, которая получается, если сложить объемы потребления, пришедшиеся на каждую конкретную квартиру. Дело в том, что показания коллективного счетчика включают расходы на общедомовые нужды: мытье подъездов, окон, промывка системы отопления, поливка газонов и т. д. В общий котел «капают» и утечки в подвалах. Кроме того, в показаниях коллективного счетчика отражаются и те неучтенные излишки потребления, которые образуются, когда жильцы квартир, не имеющие счетчиков, расходуют сверх положенных им нормативов.


Как в таком случае должен производиться расчет оплаты для каждой конкретной квартиры? Согласно тому же постановлению № 307 тот объем потребления, который показал общедомовой прибор учета, должен делиться пропорционально между жильцами дома в соответствии с показаниями индивидуального квартирного счетчика, а если счетчика в квартире нет — в соответствии с нормативами.


Возьмем схематичный пример. В доме две квартиры, в каждой из которых проживает по одному человеку. В одной квартире есть индивидуальный прибор учета воды, и он показал, что за месяц жилец потребил 5 кубометров воды. В другой квартире счетчика нет, и жилец платит по нормативу — 9,12 кубометров. Общий объем потребления, таким образом, составил 14,12 кубометров. А показания общедомового счетчика равны 15 кубометрам. Чтобы рассчитать сумму оплаты для каждого из жильцов, сначала высчитывается единый для них коэффициент (К). Для этого показания общедомового прибора (15) делятся на сумму индивидуальных показаний квартир (14,12). Затем на этот коэффициент умножаются индивидуальные показания каждой квартиры: К х 5 кубометров = …, К х 9,12 кубометра = … Получившиеся «индивидуальные кубометры» и предъявляются к оплате. Аналогичным образом рассчитывается плата и за теплоэнергию.

В конечном итоге выходит так, что чем в меньшем объеме жилец потребил услугу, тем меньшая сумма будет предъявлена ему к оплате. Но это не значит, что данная сумма будет меньше той, которую он платил до нововведения: все зависит от того, насколько бережно будут расходовать энергоресурсы его соседи.

— Зачем нужно было такое законодательство? Оно должно стимулировать жильцов на экономию, — объясняет общий смысл Татьяна Тасенко, начальник отдела аналитической работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства департамента ЖКХ. — Самый экономный будет платить меньше всех. Но экономить должны все жильцы дома, а не единицы. Горожане, знающие о нововведении, уже задают специалистам вопросы. Первый: «Неужели я буду платить за соседей?»

— Чтобы этот вопрос не возникал, — говорит Татьяна Тасенко, — нужно сделать следующий шаг — установить в каждой квартире индивидуальные счетчики. Тогда жильцы, во-первых, не будут зависеть от жизненных обстоятельств (вроде отъезда летом на дачу), во-вторых, не будет недоверия соседей. И если в какой-то квартире, где нет счетчика, проживает народу больше, чем прописано, то не надо стесняться сообщать об этом в свою управляющую организацию. Специалисты определят сумму оплаты, исходя из количества фактически проживающих людей. Кстати, квартирные счетчики стоят от 500 рублей. Еще один вопрос, с которым в департамент ЖКХ уже обращаются жильцы: не будет ли обмана со стороны управляющих организаций?

— Новая методика оплаты коммунальных услуг прописана в договорах управления на каждый конкретный дом, и, если человек хочет в ней разобраться, он может обратиться за договором в свою управляющую организацию, — объясняет Татьяна Тасенко. — Кроме того, все показания общедомовых приборов управляющая организация должна заносить в специальный журнал, и потребитель услуги может ознакомиться с этим документом, чтобы посчитать и сверить показания.  С 1 января нового года аналогичный принцип расчета будет вводиться и по оплате электроэнергии.



Татьяна ТИХОНОВА

Газета "Речь", 21.10.2008

Ошибки властей. Не вовремя

SiteAdmin аватар

Совсем не вовремя. 1) Повышение уровня субсидий на оплату коммунальных услуг до 22% от дохода семьи 2) Повышение цен +20% с Нового года 3) и это ещё, непонятно что. и это всё на фоне снижения экономики города, инфляции и очень возможного снижения уровня жизни многих горожан. Где подготовительная работа? Надо чтобы у всех были счётчики. Те у кого их нет, могут потреблять сверх нормативов и это будет распределяться на всех? Где разъяснительная работа с горожанами? Я не против платить за отопление, уборку и освещение подъезда, но почему жильцы должны платить за потери, если за состоянием дома следит управляющая компания, которая получает деньги за это. И тем более жители муниципальных домов! Подвалы заливает, стёкол в подъездах нет - и за это МЫ должны ещё и платить! Потому что муниципальные организации не умеют работать? Нетрудно предугадать, что рейтинг власти в ближайшее время пойдёт вниз. Мало что ли финансового кризиса? Я бы порекомендовал тщательнее обдумать это.