"Если всем миром не остановим это зло - потеряем страну". Интервью с архимандритом Тихоном (Шевкуновым)
Неконтролируемое потребление пива и алкогольных коктейлей ставит под угрозу будущее молодых череповчан.
Православная миссионерская группа призывает череповчан всерьез задуматься над проблемой будничного пьянства. Вооруженные ужасающей статистикой, миссионеры говорят об алкогольной оккупации подрастающего поколения — ее причинах и последствиях. По прогнозам исследователей, лишь 40 % школьных выпускников этого года доживут до пенсии. Чтобы страшные прогнозы не сбылись, в стране недавно был создан церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Миссия священнослужителей, прибывших в Череповец с недельным визитом, — создать в нашем городе подразделение этого совета.
В течение недели студенты Московской Сретенской духовной семинарии будут беседовать с череповчанами о православии и проблемах современного общества. «Речь» сообщала о программе их визита, состоявшегося при поддержке руководства ОАО «Северсталь», в прошлом номере. Вместе с семинаристами в Череповец приехал и ректор семинарии архимандрит Тихон (Шевкунов), сопредседатель недавно созданного российского церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. С деятельностью этого совета и связана главная цель пребывания миссионерской группы в нашем городе. О ней на вчерашней пресс-конференции рассказал журналистам архимандрит Тихон.
— Ситуацию, когда в стране средняя продолжительность жизни мужчины более чем на 10 лет меньше средней продолжительности жизни женщины, социологи и демографы обозначают понятием «сверхсмертность». Такая ситуация характерна для страны, которая находится в состоянии войны. Сегодня российские мужчины в среднем живут на 13 лет меньше, чем женщины. Это означает, что страна вымирает. Есть еще одно понятие, которым оперируют социологи и демографы, — дожитие. Недавно Всемирная организация здравоохранения провела исследование на предмет того, до какого возраста доживет тот или иной слой населения. В частности, исследовали, сколько выпускников школ 2009 года доживут до пенсии в разных странах. Так вот, по научным прогнозам, в Англии до пенсии доживут 90 % нынешних выпускников, а в России — только 40 %.
Одна из сложнейших проблем, о которой нужно говорить и которую предстоит разрешать, — алкогольные коктейли, появившиеся за последние 10 — 15 лет. В фильме про подростковое пьянство, который мы снимали в Москве, девочки 13 и 14 лет нам говорили: «Мы выпиваем по тричетыре баночки». Мы отдали коктейль на официальную экспертизу. Выяснилось: в одной банке содержится 50 граммов водки и четыре — шесть чашек крепкого кофе! Фактически получается, что девчонки наливают себе стакан водки и запивают термосом кофе.
— С чем еще, помимо культурологических и социальных моментов, связана эта проблема? Пиво, водка, дешевые вина и коктейли стали одним из мощнейших рычагов обогащения. Это колоссальный бизнес! Люди старшего поколения знают: в советский период, когда вся алкогольная промышленность находилась в монопольном владении государства, доходы от нее практически полностью обеспечивали функционирование военной машины. Представляете, какие деньги были отданы частникам?!
И та безудержная реклама пива, которая выливается на нас уже долгие годы, в первую очередь направлена на подрастающее поколение. Молодежь подвергается агрессивному спаиванию. По данным Роспотребнадзора, около 90 % подростков, начиная с 13 лет, регулярно употребляют алкоголь. Наша страна в этом смысле чемпион. Снимая фильм про подростковое пьянство, мы провели эксперимент. Дали подросткам 13 — 14 лет маленькие видеокамеры и с согласия их родителей отправили покупать алкоголь. Продали всем и все, что они требовали. Препятствий для того, чтобы выпить, у подростков нет! Плюс к тому, дети ничего не знают о негативных последствиях употребления алкоголя. Мы с ужасом поняли это, когда снимали фильм. «Это круто, — говорили нам дети. — Это престижно». Реклама навязывает молодежи страшный самоубийственный стереотип поведения.
— Есть ли выход? Есть. Примеры тому можно почерпнуть и из истории нашей страны, и из истории других государств. Например, Скандинавия. В конце ХIХ — начале ХХ веков там была подобная ситуация, население так же спаивалось. Скандинавским странам был свойствен тот же северный тип употребления алкоголя, когда люди пьют не для того, чтобы просто посидеть с друзьями и пообщаться, а ради того, чтобы напиться. Но финны, ирландцы, шведы преодолели эту проблему, и сейчас там самый высокий уровень продолжительности жизни. Почему они смогли, а мы не можем? Потому что в Скандинавии существует государственная монополия на продажу алкоголя, а в некоторых странах — и на производство. Их опыт по регулированию алкогольной промышленности должен стать примером для России. Ради этого создан церковно-общественный совет. Ради этого мы предполагаем — и очень благодарны руководству «Северстали», которое пошло нам навстречу, — создать в Череповце подразделение этого совета. Такие подразделения уже открыты в нескольких городах. Наша цель — призвать общественность и производителей алкоголя присоединиться к нашему движению, чтобы общими усилиями оградить подрастающее поколение от агрессивного навязывания алкоголя, от втягивания в сферу алкогольного бизнеса. Нужно жестко ограничить этот бизнес. Помните знаменитую горбачевскую борьбу с алкоголем? Да, она была проведена неграмотно. Но за три года этой безалкогольной политики были сохранены жизни 1,2 млн жителей — в основном, мужчин трудоспособного возраста. Сейчас речь не идет о «сухом» законе. Мы говорим о разумном регулировании алкогольного бизнеса — на этом должны стоять и политики, и представители всех слоев общества. Наш совет плотно работает в этом направлении с Государственной Думой. Готовятся законы по жесткому регулированию производства и ценовой политики, по ограничению времени продажи алкоголя и т.п. Первое, что предлагается утвердить законодательно, — полный запрет на продажу всякого алкоголя, в том числе и пива в ларьках. Мы добились того, что на государственных телеканалах будут постоянно показывать антиалкогольные программы и рекламные ролики. Их уже начали транслировать.
Наш антиалкогольный проект «Общее дело» направлен не на алкоголиков. Да, их очень много — почти 5 млн человек. Но общественность с ними не справится, потому что алкоголизм — это медицинская проблема. Единицы выбираются из этого страшного болота. А вот с привычным будничным пьянством, которое губит Россию, можно справиться. Подумать только: от алкоголя и последствий его употребления умирает 500 — 700 тысяч россиян в год! Два Череповца! Заниматься антиалкогольной деятельностью в России неблагодарное дело, мало кто его поддерживает и мало кто понимает, зачем это нужно. Но если всем миром (церковью, государством, общественными организациями, трудовыми коллективами, культурой) мы не остановим это зло — значит, совершим страшный грех перед предками, будущими поколениями и перед самими собой, мы потеряем страну.
Татьяна Тихонова, газета «Речь», №114 (22524), 30.06.2009
Изменено название статьи
Оригинальное название статьи в "Речи" - "Пьём до дна" изменено по причине того, что оно является типичным образцом алкогольного программирования населения.