Раз покупка, два покупка — будет мания...



Шопоголиками становятся в силу тех или иных причин. Индустрия современного рынка делает все, чтобы заставить нас отдать последние деньги за вещи, которые нам не нужны.

«Здравствуйте, меня зовут Марина, и я шопоголик».

Наверное, этот материал было бы уместно начать именно так. В нашем обществе отнести себя к категории людей, которые получают удовольствие не только от самой покупки, но и от процесса ее выбора, похода в торговый центр, наверное, может каждый второй. А когда желание посетить магазин перерастает в потребность, а купленные еще в прошлом месяце обновки или посуда так и стоят нераспакованными, пора бить тревогу.

Купила и не вспомнила

Прибираясь в ванной комнате, обнаруживаю на одной из полок два флакона с шампунем и бальзамом для волос. Пытаюсь понять, когда и, главное, зачем я их купила. Смутили две вещи. Первое. Шампуни этой марки я не беру в принципе, они не подходят для моего типа волос. Второе. Рядом на полке стоят четыре(!) нераскрытых бутылочки с шампунями. Вывод: злополучные шампунь и бальзам я схватила по акции в торговом центре, когда шла после работы домой. Покупка даже не отложилась в памяти. Но бог с ним, с шампунем, его всегда можно передарить. Траты в моем бюджете запланированными бывают редко: за исключением нужных сумм на квартплату и кредита за машину все остальное расходуется по принципу «захотелось». «Дайте вон ту кофточку; ах, какие туфли; хочу вот эту сумочку» — все это слетает с уст прежде, чем я успеваю прикинуть, а много ли у меня денег на карте и останутся ли они там вообще после очередного посещения магазина.

Естественно, мне стало любопытно, считают ли врачи шопоголизм заболеванием. И если да, то когда пора обращаться за помощью? Все эти вопросы я адресовала врачу-психиатру Юрию Афанасьеву.

«Чтобы соответствовать»

Оказывается, официального медицинского термина «шопоголизм» не существует. Это объяснил мне Юрий Валентинович.

— Есть термин «ониомания», — говорит он, — это непреодолимое желание что-то покупать без необходимости, ради удовольствия, самого процесса покупки.

Само слово «шопоголизм» пришло к нам из США. О шопоголиках начали говорить с конца прошлого века, когда активно стало формироваться так называемое общество потребления. Целая индустрия работает на то, чтобы внушить нам определенный стереотип: как одеваться, на чем ездить, какие часы носить. И что самое главное: как важно следовать этим модным тенденциям, иначе ты будешь считаться человеком второго сорта. Вот и выходит, что человек живет в общежитии на окраине города, но покупает дорогую иномарку, чтобы соответствовать, и тратит безумные деньги на ее обслуживание.

— Нам вбивают в голову, что необходимо постоянно что-то покупать, и мы совершаем эти покупки, зачастую бессмысленные и ненужные, — продолжает Юрий Афанасьев. — В торговых центрах создают все условия для того, чтобы расслабить клиента: приятная музыка, запахи, вежливые продавцы, специальная расстановка товара — все это заставляет иную женщину купить 105-ю пару туфель или соковыжималку, которая ей в принципе не нужна. Я уж молчу про систему скидок, распродаж, акций, во время которых люди просто сметают те или иные товары, большая часть из которых им абсолютно не пригодится.

Привет из детства

Нужно отметить, что грань между обычным покупателем и шопоголиком достаточно тонкая. Какие сигналы могут предупредить о надвигающейся (или уже имеющейся) зависимости?

— Вы идете в магазин без четкой цели, желания найти что-то конкретное.

— В магазине внимательнейшим образом рассматриваете весь ассортимент продукции.

— Вы потакаете внезапно возникшему желанию купить вещь.

— Большая часть ваших разговоров сводится к обсуждению покупок, состоявшихся или запланированных.

— Если вы некоторое время не ходите в торговый центр, у вас возникает апатия.

С признаками разобрались. Как быть с причинами? Почему, допустим, я не могу ни дня прожить без магазина, а моя подруга выбирается за обновкой для гардероба раз в полгода и идет сразу за определенной вещью, тогда как мои глаза осматривают абсолютно все полки и все плечики с одеждой?

По словам врача-психиатра Юрия Афанасьева, причин несколько. Проблема тяги к бесконечным покупкам может уходить корнями в далекое детство. Например, в детстве родители пытались откупиться от ребенка. Вместо того чтобы в стрессовой для него ситуации приласкать, поговорить, они каждый раз вручали подарок. Человек вырос, а механизм действия остался на подкорке. Проблемы на работе, ссора с близким человеком, осенняя хандра — человек идет и «закупает» возникшую проблемную ситуацию вместо того, чтобы решить ее.

В руках не пошуршали

Еще один важный момент. Двигателем шопоголизма в какой-то степени можно назвать банковские карты — и зарплатные, и кредитные.

— Человек расплачивается виртуальными деньгами, — говорит Юрий Валентинович. — Деньги проходят через него транзитом, даже не пошуршав в руках. В этом случае и трата кажется призрачной. А то, что у вас на карте вся зарплата или кредитный лимит, позволяет забыть о верхних границах трат. Одно дело, если у тебя в кошельке 1 000 рублей и ты понимаешь, что из этих денег нужно еще купить продуктов на ужин. И совсем другой расклад, если на карточке лимит в 20, а то и в 50 тысяч.

Как правило, ониомании подвержены люди с низким уровнем саморегуляции. Еще одна причина, побуждающая человека раскрывать кошелек в очередном магазине, — иллюзия власти, контроля над своей жизнью.

За границей проблемам ониомании уделяется большое внимание. Проводятся специальные исследования, создаются курсы анонимных шопоголиков, открываются специализированные клиники. Так вот, по мнению врачей из Германии, чаще всего ониомания развивается у женщин, обделенных вниманием, которые остро испытывают чувство одиночества и внутренней пустоты, потребность в признании.

Рыбалка дороже брака

Но испытывать потребность совершать покупки в ущерб себе или своей семье могут и мужчины.

— Могу привести конкретный пример, когда семья распалась в результате пристрастия мужчины к шопингу, — говорит Юрий Валентинович. — Мужчина — заядлый любитель рыбалки. Он отслеживал и приобретал модное снаряжение — спиннинги, снасти, лодку. В реальности он на рыбалку выбирался раз в год с одной удочкой, а в остальное время скупал все, что имеет отношение к этому увлечению. Когда мужчина взял семейные накопления, предназначенные на ипотечный взнос, и купил на них новый мотор для лодки, жена подала на развод.

Марина Алексеева,
Газета "Голос Череповца", 3 сентября 2015 г.

У меня все гораздо хуже, я

Blondusha аватар

У меня все гораздо хуже, я вообще не люблю ходить по магазинам, а вот мой муж.....это просто обожает. У него шмоток в разы больше, чем у меня. Это просто жесть.

Немного странный у вас муж

SiteAdmin аватар

Немного странный у вас муж Это у него давно или недавно проявилось?