Юрий Кузин: «Череповец идет на шаг впереди по сравнению с другими городами»



14 сентября истекает срок полномочий Юрия Кузина на посту мэра Череповца. Пять лет назад череповчане проголосовали за него на выборах с результатом 54,35 процента от числа пришедших на выборы. Практически с первых месяцев журналисты пристально следили за деятельностью нового мэра. Месяц после выборов, два месяца спустя, сто дней, полгода, год на посту мэра — на страницах газеты «Речь», впрочем, как и в других городских СМИ, регулярно появляются ответы Кузина на вопросы журналистов, читателей, слушателей, зрителей.

Читая публикации пятилетней давности сегодня, понимаешь, что конкретная программа действий, которую новый мэр озвучивал с первых месяцев своей работы, принесла результаты. Самый главный посыл, звучавший в публичных выступлениях Кузина, — важен системный, стратегический подход к решению городских проблем. Создание комфортной городской среды и развитие экономики, инвестиционной привлекательности, уход от депрессивного пути развития, по которому сегодня идут многие небольшие города, — вещи взаимосвязанные, одно без другого невозможно. Юрием Кузиным были предложены новые подходы к решению ряда проблем, которые стоят перед всеми муниципалитетами и кажутся практически непреодолимыми из-за особенностей формирования городских бюджетов и, как следствие, их более чем скромного наполнения. Многим его подходы казались настолько непривычными, что вызывали стойкое убеждение: это не сработает. Пять лет прошло. Давайте посмотрим. Юрий Кузин откликнулся на предложение главных редакторов газет «Речь» и «Голос Череповца» Елены Бегляк и Елены Жиборт подвести некоторые итоги.

О ремонтах дорог

— Юрий Александрович, большинству людей непонятны стратегические вопросы, результат решения которых отложен по времени. Людям хочется видеть изменения, которые происходят здесь и сейчас, касаются их повседневной жизни. Например, самый главный плюс, который отмечают люди, большой объем отремонтированных дорог в Череповце. С чего начинали, чего удалось добиться?

— Мы поменяли технологические подходы в практике проведения дорожных ремонтных работ: ушли от ремонтов маленькими картами и увеличили долю капитальных ремонтов. Конечно, если бы была такая возможность, мы сделали бы эти ремонты еще более комплексными, то есть с заменой основания, с сооружением дренажа и ливневки там, где их нет, обязательно меняли бы сети, идущие под дорогами. К сожалению, таких возможностей, технических и финансовых, не было, поэтому меняли только несущие слои асфальта и бортовые камни, проводили благоустройство прилегающих территорий. В 2012 году начинали ремонт улицы Ленина, в 2013-м отремонтировали проспект Победы — и так год за годом пошли ремонтировать аварийные улицы по плану. В этом году мы проводим ремонты 11 аварийных улиц, остальные перекрываем большими картами. У нас появились серьезные наработки — доверие со стороны подрядчиков, доверие со стороны банков к подрядчикам. И сейчас эта схема контрактных расчетов не вызывает ни у кого сомнения. Ни у подрядчиков, которые вынуждены были приобрести новое технологическое оборудование для производства новых смесей, новых типов битумных мастик, новое оборудование для укладки асфальта, ни у банков. Подрядчики выполняют все свои гарантийные обязательства, если возникает такая необходимость.

Качество этих работ — с гарантией, с новыми типами материалов, которые раньше в Череповце не применялись, — доказало состоятельность предложенного подхода. В схеме расчетов, которая была введена в 2012 году и тоже была новой, мы сделали привязку к муниципальному Дорожному фонду, который наполняется из областного Дорожного фонда. Источником его формирования является транспортный налог, который собирается с физических лиц. Конечно, он и раньше собирался в Череповце, но мы его целевым образом направили на ремонты дорог и увязали этот доходный источник с расходами муниципального Дорожного фонда. Череповчане увидели прямую связь — те деньги, которые они платят в областной Дорожный фонд, целевым образом поступают на ремонты городских дорог. Не на содержание, а именно на ремонты. Кстати, именно по этой причине мы усиленно работали с горожанами, всеми доступными нам методами призывая уплатить транспортный налог, и эта работа принесла свои плоды — собираемость налога увеличилась, что позволило нам включить большее число улиц в график ремонта.

Об уборке города

— Еще одна составляющая комфортной городской среды — качество уборки улиц. Здесь нареканий гораздо больше. Хотя в этом вопросе вы тоже внедрили новый подход. Сработало?

— В марте 2012 года, когда я заступил на пост мэра, снег в городе не убирался. После одного из объездов города на мой вопрос, когда подрядчики намереваются приступить к уборке улиц, мне было сказано, что деньги по контракту закончились, никто ничего убирать не будет. Если хотите – судитесь или ищите дополнительные деньги.

Такая постановка вопроса меня абсолютно не устраивала. Пришлось поработать с подрядчиками индивидуально. Оценили техническое состояние парка, задействованного в уборке и содержании города. И пришли к очень неприятным выводам: возможности подрядных организаций, их финансовое состояние не соответствуют тем задачам, которые мы перед ними ставим.

Муниципальное предприятие «Спецавтотранс» являлось, по сути, банкротом: огромные долги и отсутствие техники плюс отсутствие понимания со стороны руководства предприятия, что делать в сложившейся ситуации. Была поставлена задача сохранить «Спецавтотранс» как муниципальное предприятие. Мы смогли укомплектовать «Спецавтотранс» всем необходимым для уборки — покупали технику, которая может работать и в летний, и в зимний период, привлекли людей. Я бы отметил, что мы не отказались и от услуг тех предпринимателей, у которых есть хоть какой-то технический потенциал для уборки города.

Сейчас мы ежегодно формируем контракт на содержание и уборку. В рамках этого контракта, в котором четко прописано, что необходимо сделать для выполнения основных условий, подрядные организации предлагают свои услуги.

При этом хочу отметить, что в городском бюджете денег хватает ровно на половину от требуемого количества на нормативное содержание. Не на хорошее, а просто на нормативное. Если взять прошлогоднюю зиму, сумма контракта в результате конкурентной борьбы на торгах была занижена, в результате этого денежных средств на зимнюю уборку хватило ровно на один месяц. Все деньги, запланированные в бюджете на зимнюю уборку, закончились уже в ноябре. В этих условиях наличие у города своего муниципального предприятия, возможность оперативного регулирования, в том числе и финансового, позволили убирать город достаточно прилично, несмотря на огромный объем выпавшего снега. По летнему периоду у горожан вопросов никаких нет, в основном положительные отзывы. А вот хорошая уборка в зимний период — эта задача требует дополнительных усилий, и я надеюсь, что она будет в ближайшие годы решена. Это связано в первую очередь с финансированием.

О новых тротуарах

— Отремонтированные и вычищенные дороги — те горожане, что за рулем, довольны. Но и у пеших череповчан появилось больше поводов для радости: третье лето в Череповце ремонтируются тротуары, которые не чинились, кажется, с советских времен. Почему это стало возможным, несмотря на постоянные проблемы с бюджетом?

— Бюджет такой, какой есть. Да, денег в нем маловато. Но найти решение всегда можно. Обидно, что до некоторых вопросов благоустройства долгое время не доходили руки.

Обидно, когда улицы города — та же Ленина, Сталеваров, Советский проспект — не имели безаварийных тротуаров. Поэтому решили заняться этим вопросом, после того как отработали механизм взаимодействия с подрядчиками на примере ремонта городских дорог. Мы выбрали сначала самые аварийные направления, изыскали ресурсы, начали ремонтировать. В денежном выражении это выглядит так: 2015 год — 25 млн рублей, 2016-й — 70 млн, в 2017 году запланировано 57 млн. В этом году не только ремонтируем разрушенные тротуары, но и строим новые там, где их не было. В отношении тротуаров мы применяли тот же принцип во взаимодействии с подрядчиками — гарантийные обязательства.

О здравоохранении

— В 2012 году в самом первом интервью прессе вы называли одной из важнейших задач решение проблем в сфере здравоохранения. Хотя уже было известно, что с января 2013 года за эту сферу будет отвечать областная власть. Разве в такой ситуации муниципальной власти разумно было прилагать какие-то усилия?

— Думаю, что разумно. И как показала жизнь, усилия не пропали даром. Хотя, конечно, невозможно за короткий срок устранить все, что вызывает недовольство череповчан этой сферой. Изучив ситуацию, мы поняли, что одна из ключевых проблем — это кадровая обеспеченность: укомплектованность кадрами в учреждениях здравоохранения была менее 40 процентов. Возникла идея, которая, может быть, и казалась спорной, но со временем оправдала себя.

Город стал помогать привлеченным кадрам: за счет бюджета оплачивать аренду жилья, содействовать в приобретении квартир, субсидировать ставку по ипотеке, повышать мотивационную составляющую заработной платы. Мы мобилизовали весь свободный квартирный фонд, которым располагал муниципалитет, и направили на удовлетворение потребностей только работников здравоохранения. Порядка 20 — 30 квартир ежегодно передавали работникам этой сферы. Разные варианты поддержки приглашаемых специалистов позволили главным врачам выбрать наиболее удобный способ привлечения новых кадров. Постепенно мы вышли на уровень ежегодного привлечения в сферу порядка 60 — 70 специалистов. Всего за четыре года удалось привлечь в сферу здравоохранения 254 врача. Только в прошлом году — 69 человек, причем 41 из них — молодые специалисты, только что окончившие медицинские вузы.

Это неплохой показатель. Здесь есть такая проблема: у нас по-прежнему в здравоохранении очень высокий процент людей предпенсионного и даже пенсионного возраста. Постепенно они оставляют активную трудовую деятельность, поэтому прирост числа новых врачей не так заметен. Но если сохранять этот темп, обеспечить преемственность, привлечение из других регионов, сохранить или даже улучшить мотивацию работающих врачей, младшего, среднего медперсонала, — мы бы в ближайшие годы решили эту проблему.

Кстати, кадровый голод наблюдался не только в здравоохранении. Не знаю, помните ли вы, что в 2012 году остро стояла проблема кадров в школах и детских садах. Гораздо острее, чем вопрос нехватки самих детских садов. И в отношении этой категории бюджетных служащих мы также применили новую систему поддержки.

— Я помню, и мы неоднократно приводили эти данные. В 2012 году дефицит воспитателей и помощников в детских садах города составлял две тысячи человек, через год работы этой программы уже одну тысячу. В этом году нехватка на 1 сентября была чуть больше ста человек. В последние годы кадровая проблема с воспитателями подзабылась и на первое место вышел вопрос обеспеченности местами в детских садах.

О детских садах

— Чтобы полностью закрыть проблему, нам необходимо построить еще шесть детских садов в Зашекснинском районе. Та модель, которую мы выработали по строительству новой школы в этом районе, — аккумулирование средств городского, областного, федерального бюджетов под готовый объект — является моделью, по которой можно будет двигаться и при строительстве детских садов. И еще одной школы.

Но ситуацию надо было разруливать в оперативном режиме. Два новых построенных детских сада за Шексной не решили проблемы. Поэтому пошли по пути реконструкции зданий детских садов в Индустриальном районе. В итоге получились четыре тысячи новых мест. Таким образом, мы полностью решили проблему с устройством в детские сады детей от 3 до 7 лет и примерно на 90 % — с устройством детей от 1 до 3 лет. К сожалению, не всегда по месту жительства, но вскоре будет решена и эта проблема.

О городских парках

— Пожалуй, ничто не вызывает более положительного отклика людей (после дорог, разумеется), чем ситуация с открытием новых скверов и наведением порядка в городских парках. Вы думаете, это важно, или «лучше бы детский сад построили»?

— Я думаю, это важно для промышленного города. В нем должны быть места, где человек любого возраста, не выезжая из города, мог бы отдохнуть. У городской власти есть детальное понимание необходимого озеленения по улицам, проспектам, скверам, бульварам, паркам: какого типа насаждения необходимы, сколько их надо, какие формы ухода требуются. Мы поменяли концепцию парков, решили, что парки должны работать круглогодично, а не только летом, быть не просто прогулочной зоной, а площадкой для развития двигательной активности, для семейного отдыха.

В парках проводится много бесплатных мероприятий для горожан. Выгнали оттуда пьяниц. Очень плодотворной оказалась модель государственно-частного партнерства: бизнесом построено несколько скверов, детских игровых, спортивных городков.

Благодаря заинтересованности Министерства обороны начались масштабные преобразования в парке Победы. Идет реконструкция набережной. Комплексная программа благоустройства города невозможна без цветочного оформления и озеленения города. В силу ограниченности ресурсов медленно, но тем не менее двигались в этом направлении. Очень хорошо, что в этот процесс включились сами череповчане, население — люди активно откликаются на инициативы по посадке деревьев, а мы таких инициативных людей поощряем.

Есть, конечно, проблемы во дворах, когда собственники не могут договориться, что там будет — деревья или парковка. Это сложный, длительный процесс, но, уверен, благодаря такой системе, как ТОСы, создание которых мы инициировали, развивали и всячески поддерживали, процесс пойдет быстрее.

Часть бюджетных денег в рамках проекта «Народный бюджет» стала выделяться именно ТОСам, чтобы жители того или иного района объединялись и решали, что именно необходимо улучшить на их территории. Вот цифры: за три года действия «Народного бюджета» на него выделено 28,6 млн рублей. На следующий год запланирована рекордная сумма — 37,5 млн рублей. Кроме того, в рамках проекта «Подарок городу» на благоустройство «Северсталью» и «ФосАгро» выделено еще 30 млн рублей (2016 год — 18 млн рублей, 2017 — 2018 годы — 12 млн).

О физкультуре

— По нашим ощущениям, за прошедшие пять лет в Череповце развился настоящий культ здорового образа жизни, и инфраструктура этому способствует. Это потому, что вы сам дружите со спортом?

— Это просто один из примеров системного подхода. Занимающиеся физкультурой люди здоровее, активнее, сознательнее, что ли. Меньше нагрузка на систему здравоохранения, меньше пьяных безобразий на улицах и в подъездах, город, по улицам которого люди бегают, явно привлекательнее того, где шатаются подозрительные компании.

Мы ежегодно проводим социологические опросы череповчан и видим, что растет процент регулярно занимающихся физкультурой, отдающих предпочтение здоровому образу жизни — с 19 процентов в 2012 году до 33 процентов в 2016-м. К 2022 году и этот показатель должен быть удвоен. Нет иллюзии, что эти усилия приведут к быстрым результатам, потому что работа над собой — это самая сложная работа.

Но мы видим, что позитивные сдвиги происходят, причем не только у молодежи. Мы видим, что растет число людей старшего поколения, которые занимаются скандинавской ходьбой, различными видами гимнастики. То, что мы утренние часы во многих наших муниципальных спортивных учреждениях отдали ветеранам и они востребованы, показывает состоятельность этого проекта, у него хорошее будущее. У нас в сфере спорта появилось много людей бизнеса, энтузиастов, которые болеют за дело, ищут формы, пути, позволяющие вовлечь людей в занятия физкультурой и спортом, создать комфортную среду не только за счет муниципальных услуг, но и за счет развития бизнеса, который предлагает то, что не может предложить муниципалитет. Я считаю, что по физкультуре потенциал у города огромный. Даже у тех объектов, которые уже созданы. Это и пришкольные стадионы, и школьные спортивные клубы, система ГТО.

Появились новые проекты, например обустройство тропы здоровья. Я помню, когда начинали отсыпать тропу, люди говорили: «Что, вам деньги девать некуда? Лучше бы тротуары сделали». Теперь мы видим, что тысячи и тысячи череповчан ходят на тропу здоровья, лыжники не конфликтуют с пешеходами, туда же завлекли велосипедистов. Возродили марафонское движение в Череповце, воспряли духом те общественные организации любителей бега, которые почти прекратили свою деятельность. Мне приятно, что традиции возрождаются.

Об одном обещании

— Среди того, что вам удалось сделать за эти пять лет, есть что-то, чем вы особенно гордитесь?

— Что меня точно не тревожит — что я сделал что-то плохое для Череповца. Я много думал над всеми этими проектами, о которых мы сегодня с вами говорим, советовался с коллегами, с общественностью, просто с опытными людьми. Делился с ними своими мыслями, они высказывали мне, что говорят люди в городе, что они думают о ситуации. Я относился к этому как к части своей работы. Поэтому ездить по улицам и любоваться, думать, вот я эту улицу отремонтировал, — это точно не про меня.

Хотя, пожалуй, есть такая личная вещь. Я очень хорошо помню, как привез в морг на ул. Комарова тело погибшего друга несколько лет назад. Тогда я еще не был мэром. Увидел, в каких ужасных условиях находятся тела умерших, и дал себе обещание: если я что-то смогу сделать — обязательно сделаю. Впоследствии мы нашли вариант, как построить на ул. Леднева современное здание для прощания, которое позволит череповчанам достойно провожать своих родных в последний путь. Это будет большой муниципальный комплекс с несколькими ритуальными залами, нормальными холодильными камерами, парковкой. Рядом появится храм. Срок сдачи объекта — март 2018 года. Хотелось бы, чтобы то давнее обещание было выполнено.

О перспективе Череповца

— Мы, конечно, условились, что сегодня в ходе интервью будем говорить только о видимых глазу любого горожанина изменениях, но все же несомненной вашей заслугой и ярким итогом пяти лет работы мэром Череповца является недавнее присвоение Череповцу статуса ТОСЭР — территории опережающего социально-экономического развития. Это направление будет развиваться?

— То, о чем мы с вами сегодня говорим, начиналось в 2012 году с создания стратегии развития города. Это для нас не какой-то модный документ, который придумали и положили на полку, а вполне рабочий инструмент. Были сформулированы как стратегические задачи на 10 лет вперед, так и ежегодные городские программы социально-экономического развития.

Ежегодно подводя итоги, давая публичную оценку, выступая перед депутатами городской думы, перед общественностью, я рассказывал, чего мы добились по итогам каждого года и что нам необходимо сделать в ближайшее время. Я думаю, что эта основа, которая заложена, дает возможность, не корректируя курс, который нашел поддержку населения, доказал свою состоятельность, без ломки пройти следующие пять лет. Тем более что стратегия Череповца была защищена на уровне Сколково, федерального правительства и получила поддержку в виде присвоения Череповцу статуса территории опережающего социально-экономического развития.

ТОСЭР — то окно возможностей, которое открылось для нашего города. Этот проект поддерживает региональное, федеральное правительство. Когда три четверти лучших практик по развитию бизнеса сконцентрированы в одном городе и сделано это за короткий период времени — это о чем-то говорит. О том, что у нас уже делается, во многих городах только размышляют. То, что Череповец на шаг впереди по сравнению с другими городами, — очень сильное конкурентное преимущество. А это важно не только для развития экономики, но и для социальной сферы, инфраструктуры города и создания комфортной городской среды.

— Где вы будете работать после 14 сентября? И где будет ваше рабочее место?

— Как я уже говорил, мне поступило предложение от группы компаний «Свеза». А рабочее место, надеюсь, будет в Череповце.

Елена Бегляк,
Газета "Речь", 12 сентября 2017 г.

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)